.RU

Мартынов Леонид Николаевич

Мартынов Леонид Николаевич (9/22/.05.1905, Омск - 27.06. 1980, Москва) - поэт, переводчик, мемуарист.

Из семьи Н.И.Мартынова, инженера-строителя железных дорог, потомка “мещан Мартыновых, ведущих начало от деда своего офени, владимирского коробейника-книгоноши Мартына Лощилина” (“Воздушные фрегаты”). М.Г.Збарская, мать поэта, привила сыну любовь к чтению, к искусству. В отрочестве М. увлекался чтением неоромантической литературы (А. Конан Дойль, Дж. Лондон, А. Грин), серьезно изучал географию и геологию, интересовался “техникой в самом широком смысле этого слова” и фольклором Сибири. Учился в Омской классической гимназии, но курс не окончил: учеба была прервана революцией.

В 1920-м присоединился к группе омских футуристов, “художников, артистов и поэтов”, которую возглавлял местный “король писателей” А.С.Сорокин. С 1921 начал публиковать заметки в омской газете “Рабочий путь” и стихи в местных журналах, позднее - в ж. “Сибирские огни”. Вскоре отправился в Москву поступать во ВХУТЕМАС, где попал в круг близких по духу молодых художников-авангардистов. Однако малярия и голод заставили М. вернуться домой. В Омске поэт продолжал заниматься самообразованием, вернулся к журналистской деятельности и активному участию в художественной жизни города. Выполняя редакционные поручения, ездил по Сибири. Он несколько раз пересек южные степи по трассе будущего Турксиба, исследовал экономические ресурсы Казахстана, побывал на строительстве первых совхозов-гигантов, совершил агитационный перелет на самолете над Барабой, степным районом, занимался поисками мамонтовых бивней между Обью и Иртышом, древних рукописных книг в Тобольске. Этот период жизни М. нашел отражение в его кн. очерков “Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу” (М., 1930). Опыт журналиста в дальнейшем определит некоторые темы и элементы поэтики М.

В 1932-м М. был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Поэту приписали участие в мифической группе сибирских писателей, в “деле сибирской бригады”. От гибели спасла случайность, но в 1933-м М. был отправлен в административную ссылку в Вологду, где жил до 1935, сотрудничая в местных газетах. После ссылки вернулся в Омск, где написал ряд поэм с исторической сибирской тематикой и где в 1939 издал кн. “Стихи и поэмы”, принесшую М. известность среди читателей Сибири.

В 1945-м в Москве была издана 2-я кн., “Лукоморье”, которой поэт обратил на себя внимание более широкого круга читателей. Данная кн. - этапная в творчестве М. В 1930-х поэт в ряде стихотворений и поэм разработал, или попытался реконструировать, сибирский миф о северном счастливом крае, который предстает в стихах М. в облике то фантастической Гипербореи, то легендарной “златокипящей Мангазеи”, то почти реального - М. искал этому исторические доказательства - Лукоморья. Основной миф складывался из разнообразных преданий: о северной Золотой Бабе, о средневековой земле пресвитера Иоанна и др. Сказались как давнее увлечение автора историей Сибири, так и юношеское увлечение неоромантикой: в ряде произведений поэт воспел экзотику странствий, раскрыл романтическое в повседневном и современном. Стихи этого периода, характеризуемого своеобразным “романтическим реализмом” поэтического зрения М., позднее принесут автору всероссийскую популярность.

В конце 1940-х М. подвергся “острой журнально-газетной проработке, связанной с выходом в свет книги “Эрцинский лес” (“Воздушные фрегаты”). Поэта перестали печатать. Новые кн. М. начали выходить только после смерти Сталина (с начала “оттепели” до 1980 было издано более двадцати кн. поэзии и прозы).

В конце 1950-х поэт по-настоящему получает признание. Пик популярности М., упрочившейся с выходом его кн. “Стихотворения” (М., 1961), совпадает с обостренным читательским интересом к лирике молодых “шестидесятников” (Евтушенко, Вознесенского, Рождественского и др.). Но парадоксальность ситуации и несчастье для М. как поэта в том, что его гражданская позиция на протяжении 1960-х, бывало, не отвечала настроениям его аудитории, прежде всего молодой творческой интеллигенции. М.-человек, М.-гражданин не менялся, но менялась эпоха - а потому и М.-поэт: теперь свои социальные взгляды приходилось выражать более четко. Именно в период “оттепели” появляются первые стихи М. о Ленине, вскоре после “оттепели” - стихи к юбилейным датам. Уменьшается интерес их автора к совершенствованию поэтической техники: М. ищет новые темы. Уменьшается доля историзма в лирических сюжетах М., меньше романтики, но все больше попыток выглядеть современно. Поэта завораживают новые технические, а прежде всего - выражающие их языковые реалии: с готовностью он спешит поместить в стихи транзисторы, реакторы и самолеты ТУ. Следствие - постепенное падение читательского интереса, которое, очевидно, ощущал и сам поэт: “Суетня идет, возня/ И ужасная грызня/ За спиною у меня.// Обвиняют, упрекают,/ Оправданий не находят/ И как будто окликают/ Все по имени меня” (“Чувствую я, что творится...”, 1964).

Лирика М. 1960-1980-х значительно уступает по художественным достоинствам его поэтическому творчеству 1930-1950-х. Однако в последний период жизни М. демонстрирует талант мемуариста, публикуя сб. интересных автобиографических новелл “Воздушные фрегаты” (М., 1974). Но и поэтический гений не был утрачен: последние десятилетия жизни М. познакомили русских читателей с его замечательными переводами с литовского (впервые перевел Э.Межелайтиса), польского (А.Мицкевич, Я.Кохановский, Ю.Тувим), венгерского (А.Гидаш, Д.Ийеш, Ш.Петефи, Э.Ади) и др. языков. Впрочем, раздвоенность М., одаренного Поэта - и подцензурного стихотворца, Мыслителя - и осторожного гражданина, проявившаяся и в подходе к переводам, была однажды им выдана. С юности мечтавший переводить А.Рембо, П.Верлена, Суинберна и др. западноевропейских классиков, но чаще занимавшийся переводами лирики коллег-современников из стран соцлагеря, в стих. “Проблема перевода” М. - по-своему честно - признался, обращаясь к воображаемым Вийону, Верлену, Рембо: “Пускай берут иные поколенья ответственность такую, а не мы!// Нет, господа, коварных ваших строчек да не переведет моя рука И вообще какой я переводчик! Пусть уж другие и еще разочек переведут, пригладив вас слегка”.

Как многие, М. начал творческую деятельность с подражаний. “Футуризм” юного поэта и его товарищей был не более чем игрой. Но стихи Маяковского-футуриста помогли М. и в освоении классики. М. вспоминал, к примеру, что “не интересовался Лермонтовым”, но когда “прочел у Маяковского о том, что “причесываться... на время не стоит труда, а вечно причесанным быть невозможно”, Лермонтов ожил, перестав быть только обязательным гимназическим уроком словесности” (“Воздушные фрегаты”). Знакомство с лирикой А.Блока помогло лучше понять любимого Маяковского, а затем привело к одновременному воздействию творчества двух поэтов на самые ранние стихи М. с их урбанистической тематикой (например, стих. “Провинциальный бульвар”, 1921). В этих ранних стихах бывают ощутимы интонации раннего Гумилева (“Серый час”, 1922), мотивы и речевые обороты Есенина (“Рассмейтесь”, 1922). М.-школяр пробует себя в классических формах (сонеты “Алла”, 1921; “Сонет”, 1923).

Подлинный голос М. зазвучал в 1924-м: “Вы поблекли. Я - странник, коричневый весь./ Нам и встретиться будет теперь неприятно./ Только нежность, когда-то забытая здесь,/ Заставляет меня возвратиться обратно” (“Нежность”). С конца 1920-х в лирику поэта раз и навсегда входят элементы диалога - с читателем, со своими героями, с самим собой (“Летописец” и “Река Тишина”, 1929; позднее - “Деревья”, 1934). Еще одним характерным признаком манеры М. стал романтический взгляд на историю, выразившийся в балладной сюжетности многих произведений (“Ермак”, 1936; “Пленный швед”, 1938). В стихах М. начинает разрабатывать миф о “златокипящей Мангазее” (“Гипер-борея”, 1938). По-иному представлена тема истории Сибири в поэмах М. 1920-1930-х. Реальные факты истории Омска и Тобольска подаются без романтических прикрас, М. стремится к точности в передаче местных преданий (“Правдивая история об Увенькае”, 1935-1936; “Рассказ о русском инженере”, 1936; “Тобольский летописец”, 1937). Вместе с тем он раскованно домысливает семейную легенду (“Искатель рая”, 1937, об офене Лощилине, предке поэта), дофантазирует историю действительного посещения К.Бальмонтом Омска в 1911 (“Поэзия как волшебство”, 1939).

В 1940-х М. оттачивает поэтическое мастерство. Психологизм, точность деталей, пронзительно лирическая интонация, языковая пластика - эти черты свойственны многим стихам поэта (например, стих. “Балерина”, 1968). Пристальное внимание к мелочам, но умозрительность при изображении предметов, пейзажных зарисовках накладывают на стихи М. отпечаток философичности (“Вода”, 1946; “Листья”, 1951). Между тем героем М. становится человек вообще, даже все человечество, временем действия - современность, пространством - глобус, самим действием - переустройство мира (“Что-то новое в мире...”, 1948-1954). И это созвучно энтузиастическому настроению общества.

М. стремится к совершенствованию техники и доходит до того предела, на котором поэтика подчиняет себе тематику, не отменяя ее. Мартыновские “несвоевременные” стихи этого периода узнать чрезвычайно легко: они необычайно музыкальны изысканным подбором и построением рифм, а графическое членение текста только подчеркивает внутреннюю прорифмованность строк (“Вода/ Благоволила/ Литься!// Она/ Блистала/ Столь чиста,/ Что - ни напиться,/ Ни умыться.// И это было неспроста” - стих.”Вода”). Смысл идет за музыкой стиха, ассоциирование явлений - за подбором рифм. Вообще, рифмотворчество становится главной областью, в которой М. проявляет себя в эти годы. Поэт стремится обходиться минимальным количеством созвучий. Выискиваются и проходят через любого объема текст две пары рифм (“Мне кажется, что я воскрес...”, 1945; “Еще черны и ус, и бровь...”, 1946). М. усложняет поэтическую задачу - и чередование мужских/женских клаузул на всем текстовом пространстве представляет читателю практически сплошную рифму (“Атом”, 1948; “Что с тобою, небо голубое?..”, 1949). Часто появляются стихи с редкими рядами диссонирующих между собой групп рифм (“Пруд,/ Как изумруд,/ Только берег крут.// Грот,/ Но в этот грот/ Замурован вход.// Так/ У каждых врат/ Множество преград” - стих. “Рай”, 1957).


metodi-obucheniya-v-vuze.html
metodi-ocenki-ekonomicheskoj-effektivnosti-investicionnih-proektov.html
metodi-ocenki-investicionnih-proektov-chast-10.html
metodi-ocenki-investicionnih-proektov-chast-15.html
metodi-ocenki-investicionnih-proektov-chast-8.html
metodi-ocenki-konkurentosposobnosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-ocenka-nadezhnosti-i-validnosti-testovih-zadanij-po-subtestu-chtenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-p-belogrudova-inostrannie-yaziki-v-shkole-2005-s-6-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/testovie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-9-klass.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sedmaya-planeta-solnechnoj-sistemi-uran.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-k-rabochej-programme-disciplini-razrabotka-raspredelennih-sistem-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/innovacionnie-obrazovatelnie-programmi-i-tehnologii-v-chastnosti-informacionnie-tehnologii-vidi-vneklassnoj-vneurochnoj-proektnoj-deyatelnosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-b-m-gasparov-yazik-pamyat-obraz.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2-s-g-e--pop-ya-pryatrpknpgti-lpya-aktivizaciya-pryamih-inostrannih-investicij-v-regione.html
  • college.bystrickaya.ru/-priklyuchencheskij-roman-lezvie-britvi-podnimaet-problemi-izucheniya-vozmozhnostej-cheloveka-stranica-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-sovershenstvovanie-sistemi-vospitaniya-programma-razvitiya-mou-provodnikovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-dlya-postupleniya-v-aspiranturu-oformlyaetsya-soglasno-trebovaniyam-utverzhdyonnim-prorektorom-po-nauchnoj-rabote-fgbou-vpo-iglu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/husainov-a-sh-teoriya-avtomobilya-konspekt-lekcij-a-sh-husainov-v-v-selifonov-ulyanovsk-ulgtu-2008-121-s.html
  • writing.bystrickaya.ru/etyud-o-bejle.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-2-sushnost-soderzhanie-principi-i-naznachenie-upravlencheskogo-ucheta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-v-ozhidaemie-rezultati-realizacii-strategii-strategiya-razvitiya-selskohozyajstvennogo-mashinostroeniya-rossii-na-period.html
  • student.bystrickaya.ru/33-kommunikacionnie-bareri-i-ih-znachenie-v-rabote-oao-ak-bars-med.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihicheskaya-samoregulyaciya-v-rabote-prepodavatelej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-tvkorchagina-mptretyakova-sa-shilovskaya-inrausova-mkhashanskaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/-22-istoriya-sozdaniya-nepodvizhnih-flotskih-pravoslavnih-hramov-i-ih-rol-hramov-v-hranenii-preumnozhenii-tradicij.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomaticheskaya-akademiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanovlenie-industrialnogo-obshestva-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-novoj-istorii-stran-evropi-i-ameriki-dlya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-otechestvennaya-istoriya-specialnost-230102-65-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dvizhenie-elektronov-otklonyayushie-sistemi-elt-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-yuridicheskij-analiz-sostava-prav-peredannih-gosudarstvennomu-zakazchiku-na-rezultati-intellektualnoj-deyatelnosti-po-dogovoru-er0313-ot-18-avgusta-2003-goda-ispolnitel-ooo-usp-kompyulink.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnoe-partnerstvo-kak-innovacionnaya-sostavlyayushaya-formirovaniya-sovremennogo-specialista.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-n-romanenko-rasskazi-o-knigah-i-bibliotekah.html
  • abstract.bystrickaya.ru/18disciplina-menedzhment-federalnij-internet-ekzamen-v-sfere-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-l-u-zh-e-b-n-i-e-ch-a-s-t-i-r-e-ch-i-programma-vstupitelnih-ispitanij-po-russkomu-yaziku-pri-postuplenii-v-uchrezhdenie-obrazovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/01-02-zarubezhnaya-literatura-rabochaya-uchebnaya-programma-po-russkomu-yaziku-8-klass-bazovij-uroven.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-ukazannih-problem-vozmozhno-pri-ispolzovanii-na-predpriyatiyah-polnostyu-ili-chastichno-avtomatizirovannih-sistem-analiticheskogo-kontrolya-asak.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnie-poezda-ukrzalznic-novosti-transporta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oficialno-vremya-novostej-po-materialam-informagentstv-i-sobstvennoj-informacii-03022006-18-str-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rizhskij-vokzal.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnotematicheskij-plan-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-napravleniyu-521000-psihologiya-po-specialnosti-020400.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-osvobozhdenie-nepremenno-najdetsya-hotya-bi-odin-slushatel-kotorij-otkliknetsya-kak-neuzheli-i-vi-tozhe-ya-to.html
  • lesson.bystrickaya.ru/suhomlinskij-v-a-rozhdenie-grazhdanina-stranica-20.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.