.RU

Мартынов Леонид Николаевич

Мартынов Леонид Николаевич (9/22/.05.1905, Омск - 27.06. 1980, Москва) - поэт, переводчик, мемуарист.

Из семьи Н.И.Мартынова, инженера-строителя железных дорог, потомка “мещан Мартыновых, ведущих начало от деда своего офени, владимирского коробейника-книгоноши Мартына Лощилина” (“Воздушные фрегаты”). М.Г.Збарская, мать поэта, привила сыну любовь к чтению, к искусству. В отрочестве М. увлекался чтением неоромантической литературы (А. Конан Дойль, Дж. Лондон, А. Грин), серьезно изучал географию и геологию, интересовался “техникой в самом широком смысле этого слова” и фольклором Сибири. Учился в Омской классической гимназии, но курс не окончил: учеба была прервана революцией.

В 1920-м присоединился к группе омских футуристов, “художников, артистов и поэтов”, которую возглавлял местный “король писателей” А.С.Сорокин. С 1921 начал публиковать заметки в омской газете “Рабочий путь” и стихи в местных журналах, позднее - в ж. “Сибирские огни”. Вскоре отправился в Москву поступать во ВХУТЕМАС, где попал в круг близких по духу молодых художников-авангардистов. Однако малярия и голод заставили М. вернуться домой. В Омске поэт продолжал заниматься самообразованием, вернулся к журналистской деятельности и активному участию в художественной жизни города. Выполняя редакционные поручения, ездил по Сибири. Он несколько раз пересек южные степи по трассе будущего Турксиба, исследовал экономические ресурсы Казахстана, побывал на строительстве первых совхозов-гигантов, совершил агитационный перелет на самолете над Барабой, степным районом, занимался поисками мамонтовых бивней между Обью и Иртышом, древних рукописных книг в Тобольске. Этот период жизни М. нашел отражение в его кн. очерков “Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу” (М., 1930). Опыт журналиста в дальнейшем определит некоторые темы и элементы поэтики М.

В 1932-м М. был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Поэту приписали участие в мифической группе сибирских писателей, в “деле сибирской бригады”. От гибели спасла случайность, но в 1933-м М. был отправлен в административную ссылку в Вологду, где жил до 1935, сотрудничая в местных газетах. После ссылки вернулся в Омск, где написал ряд поэм с исторической сибирской тематикой и где в 1939 издал кн. “Стихи и поэмы”, принесшую М. известность среди читателей Сибири.

В 1945-м в Москве была издана 2-я кн., “Лукоморье”, которой поэт обратил на себя внимание более широкого круга читателей. Данная кн. - этапная в творчестве М. В 1930-х поэт в ряде стихотворений и поэм разработал, или попытался реконструировать, сибирский миф о северном счастливом крае, который предстает в стихах М. в облике то фантастической Гипербореи, то легендарной “златокипящей Мангазеи”, то почти реального - М. искал этому исторические доказательства - Лукоморья. Основной миф складывался из разнообразных преданий: о северной Золотой Бабе, о средневековой земле пресвитера Иоанна и др. Сказались как давнее увлечение автора историей Сибири, так и юношеское увлечение неоромантикой: в ряде произведений поэт воспел экзотику странствий, раскрыл романтическое в повседневном и современном. Стихи этого периода, характеризуемого своеобразным “романтическим реализмом” поэтического зрения М., позднее принесут автору всероссийскую популярность.

В конце 1940-х М. подвергся “острой журнально-газетной проработке, связанной с выходом в свет книги “Эрцинский лес” (“Воздушные фрегаты”). Поэта перестали печатать. Новые кн. М. начали выходить только после смерти Сталина (с начала “оттепели” до 1980 было издано более двадцати кн. поэзии и прозы).

В конце 1950-х поэт по-настоящему получает признание. Пик популярности М., упрочившейся с выходом его кн. “Стихотворения” (М., 1961), совпадает с обостренным читательским интересом к лирике молодых “шестидесятников” (Евтушенко, Вознесенского, Рождественского и др.). Но парадоксальность ситуации и несчастье для М. как поэта в том, что его гражданская позиция на протяжении 1960-х, бывало, не отвечала настроениям его аудитории, прежде всего молодой творческой интеллигенции. М.-человек, М.-гражданин не менялся, но менялась эпоха - а потому и М.-поэт: теперь свои социальные взгляды приходилось выражать более четко. Именно в период “оттепели” появляются первые стихи М. о Ленине, вскоре после “оттепели” - стихи к юбилейным датам. Уменьшается интерес их автора к совершенствованию поэтической техники: М. ищет новые темы. Уменьшается доля историзма в лирических сюжетах М., меньше романтики, но все больше попыток выглядеть современно. Поэта завораживают новые технические, а прежде всего - выражающие их языковые реалии: с готовностью он спешит поместить в стихи транзисторы, реакторы и самолеты ТУ. Следствие - постепенное падение читательского интереса, которое, очевидно, ощущал и сам поэт: “Суетня идет, возня/ И ужасная грызня/ За спиною у меня.// Обвиняют, упрекают,/ Оправданий не находят/ И как будто окликают/ Все по имени меня” (“Чувствую я, что творится...”, 1964).

Лирика М. 1960-1980-х значительно уступает по художественным достоинствам его поэтическому творчеству 1930-1950-х. Однако в последний период жизни М. демонстрирует талант мемуариста, публикуя сб. интересных автобиографических новелл “Воздушные фрегаты” (М., 1974). Но и поэтический гений не был утрачен: последние десятилетия жизни М. познакомили русских читателей с его замечательными переводами с литовского (впервые перевел Э.Межелайтиса), польского (А.Мицкевич, Я.Кохановский, Ю.Тувим), венгерского (А.Гидаш, Д.Ийеш, Ш.Петефи, Э.Ади) и др. языков. Впрочем, раздвоенность М., одаренного Поэта - и подцензурного стихотворца, Мыслителя - и осторожного гражданина, проявившаяся и в подходе к переводам, была однажды им выдана. С юности мечтавший переводить А.Рембо, П.Верлена, Суинберна и др. западноевропейских классиков, но чаще занимавшийся переводами лирики коллег-современников из стран соцлагеря, в стих. “Проблема перевода” М. - по-своему честно - признался, обращаясь к воображаемым Вийону, Верлену, Рембо: “Пускай берут иные поколенья ответственность такую, а не мы!// Нет, господа, коварных ваших строчек да не переведет моя рука И вообще какой я переводчик! Пусть уж другие и еще разочек переведут, пригладив вас слегка”.

Как многие, М. начал творческую деятельность с подражаний. “Футуризм” юного поэта и его товарищей был не более чем игрой. Но стихи Маяковского-футуриста помогли М. и в освоении классики. М. вспоминал, к примеру, что “не интересовался Лермонтовым”, но когда “прочел у Маяковского о том, что “причесываться... на время не стоит труда, а вечно причесанным быть невозможно”, Лермонтов ожил, перестав быть только обязательным гимназическим уроком словесности” (“Воздушные фрегаты”). Знакомство с лирикой А.Блока помогло лучше понять любимого Маяковского, а затем привело к одновременному воздействию творчества двух поэтов на самые ранние стихи М. с их урбанистической тематикой (например, стих. “Провинциальный бульвар”, 1921). В этих ранних стихах бывают ощутимы интонации раннего Гумилева (“Серый час”, 1922), мотивы и речевые обороты Есенина (“Рассмейтесь”, 1922). М.-школяр пробует себя в классических формах (сонеты “Алла”, 1921; “Сонет”, 1923).

Подлинный голос М. зазвучал в 1924-м: “Вы поблекли. Я - странник, коричневый весь./ Нам и встретиться будет теперь неприятно./ Только нежность, когда-то забытая здесь,/ Заставляет меня возвратиться обратно” (“Нежность”). С конца 1920-х в лирику поэта раз и навсегда входят элементы диалога - с читателем, со своими героями, с самим собой (“Летописец” и “Река Тишина”, 1929; позднее - “Деревья”, 1934). Еще одним характерным признаком манеры М. стал романтический взгляд на историю, выразившийся в балладной сюжетности многих произведений (“Ермак”, 1936; “Пленный швед”, 1938). В стихах М. начинает разрабатывать миф о “златокипящей Мангазее” (“Гипер-борея”, 1938). По-иному представлена тема истории Сибири в поэмах М. 1920-1930-х. Реальные факты истории Омска и Тобольска подаются без романтических прикрас, М. стремится к точности в передаче местных преданий (“Правдивая история об Увенькае”, 1935-1936; “Рассказ о русском инженере”, 1936; “Тобольский летописец”, 1937). Вместе с тем он раскованно домысливает семейную легенду (“Искатель рая”, 1937, об офене Лощилине, предке поэта), дофантазирует историю действительного посещения К.Бальмонтом Омска в 1911 (“Поэзия как волшебство”, 1939).

В 1940-х М. оттачивает поэтическое мастерство. Психологизм, точность деталей, пронзительно лирическая интонация, языковая пластика - эти черты свойственны многим стихам поэта (например, стих. “Балерина”, 1968). Пристальное внимание к мелочам, но умозрительность при изображении предметов, пейзажных зарисовках накладывают на стихи М. отпечаток философичности (“Вода”, 1946; “Листья”, 1951). Между тем героем М. становится человек вообще, даже все человечество, временем действия - современность, пространством - глобус, самим действием - переустройство мира (“Что-то новое в мире...”, 1948-1954). И это созвучно энтузиастическому настроению общества.

М. стремится к совершенствованию техники и доходит до того предела, на котором поэтика подчиняет себе тематику, не отменяя ее. Мартыновские “несвоевременные” стихи этого периода узнать чрезвычайно легко: они необычайно музыкальны изысканным подбором и построением рифм, а графическое членение текста только подчеркивает внутреннюю прорифмованность строк (“Вода/ Благоволила/ Литься!// Она/ Блистала/ Столь чиста,/ Что - ни напиться,/ Ни умыться.// И это было неспроста” - стих.”Вода”). Смысл идет за музыкой стиха, ассоциирование явлений - за подбором рифм. Вообще, рифмотворчество становится главной областью, в которой М. проявляет себя в эти годы. Поэт стремится обходиться минимальным количеством созвучий. Выискиваются и проходят через любого объема текст две пары рифм (“Мне кажется, что я воскрес...”, 1945; “Еще черны и ус, и бровь...”, 1946). М. усложняет поэтическую задачу - и чередование мужских/женских клаузул на всем текстовом пространстве представляет читателю практически сплошную рифму (“Атом”, 1948; “Что с тобою, небо голубое?..”, 1949). Часто появляются стихи с редкими рядами диссонирующих между собой групп рифм (“Пруд,/ Как изумруд,/ Только берег крут.// Грот,/ Но в этот грот/ Замурован вход.// Так/ У каждых врат/ Множество преград” - стих. “Рай”, 1957).


metodi-obucheniya-v-vuze.html
metodi-ocenki-ekonomicheskoj-effektivnosti-investicionnih-proektov.html
metodi-ocenki-investicionnih-proektov-chast-10.html
metodi-ocenki-investicionnih-proektov-chast-15.html
metodi-ocenki-investicionnih-proektov-chast-8.html
metodi-ocenki-konkurentosposobnosti.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-chto-takoe-povedenie-chto-takoe-psihologiya-v-2-h-t-t-1-per-s-franc-m-mir-1992-496-s.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nekotorie-aspekti-otravlenij-azotnoj-kislotoj-i-okislami-azota-pri-himicheskih-avariyah.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zelenogradskij-gorodskoj-administrativnij-okrug-centralnij-adminastrativnij-okrug-svedeniya-ob-izbiratelnih-uchastkah.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-podgotovki-specialnosti-090303-informacionnaya-bezopasnost.html
  • college.bystrickaya.ru/20-marketing-i-ocenka-vliyaniya-socialnih-faktorov-na-povedenie-potrebitelej-povedenie-potrebitelej-shpargalka.html
  • turn.bystrickaya.ru/pochemu-bi-ne-poslat-pozdravitelnuyu-otkritku-za-poltora-dollara-mtv-ili-kak-video-pogubilo-zvezdu-radio.html
  • tests.bystrickaya.ru/marzhinalnaya-torgovlya-na-rinke-cennih-bumag.html
  • letter.bystrickaya.ru/obvinitelnoe-zaklyuchenie-po-ugolovnomu-delu-18432766-07.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-statej-mezhdunarodnogo-simpoziuma-zhidkoe-sostoyanie-metallov-i-ih-splavov-m-1967-21-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/pilates-telo-sozdaetsya-razumom.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-igr.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-struktura-programmi-praktikum-po-delphi-dlya-resheniya-prikladnih-zadach-uchebnoe-posobie-dlya-studentov.html
  • control.bystrickaya.ru/ekologicheskoe-strahovanne.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennaya-palata-rossijskoj-federacii-stranica-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kandiba-dmitrij-viktorovich-stranica-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/selskohozyajstvennaya-politika-zakonodatelnaya-baza-viborov-predstavitelnoj-vlasti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskoe-zakonodatelstvo-x-xx-vekov-v-9-t-t-2-zakonodatelstvo-perioda-obrazovaniya-i-ukrepleniya-russkogo-centralizovannogo-gosudarstva-pod-obsh-red-o-i.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-datchiki-i-ustrojstva-svyazi-s-obektom-v-tehnicheskih-sistemah-dlya-podgotovki-specialistov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-24-ogranichennie-veshnie-prava-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-seminara-po-istorii-kursa-arheologiya-dlya-uchashihsya-9-11-klassov-programma-otkritie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-pokupke-sazhencev-plodovih-rinochnih-31-kak-podderzhat-horoshij-sazhenec-pravilnoj-posadkoj-32-stranica-21.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-sistemi-obshestva.html
  • bystrickaya.ru/velikaya-francuzskaya-revolyuciya-stranica-8.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya-kulturi-i-literaturi-stran-izuchaemih-regionov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-i-soderzhanie-kursa-matematiki-4-klassa-mi-moro-i-dr.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prekrashenie-dogovora-socialnogo-najma-zhilogo-pomesheniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konferencii-gercenovskie-chteniya-inostrannie-yaziki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/ris-173-profili-razvitiya-mz-i-dz-bliznecov-453-a-mz-blizneci-b-dz-blizneci-377-ris-174.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/615-srochnie-soobsheniya-prikazom-rosaeronavigacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/prostranstvennoe-raspredelenie-amplitudi-lazernogo-izlucheniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/baltika-baltijka-rodnoj-kraj-istoriya-koshkinskogo-rajona-v-nazvaniyah-i-dokumentah-kraevedcheskij-spravochnik-arnoldov-n-a.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekogoroda-nemeckie-goroda-priznani-odnimi-iz-samih-ekologichnih-v-evropelentaru.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/operaciya-slavyanskij-shkaf-roman-sladkijvkussmert-i-putvrazvedk-u.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-4-kursa-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-finansi-i-kredit.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-1-osnovi-upravleniya-i-organizacii-svyazi-v-suhoputnih-vojskah-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.