.RU

Масленица. История праздника и его традиции

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления

РЕФЕРАТ

Масленица. История праздника и его традиции

Выполнила: студентка группы 7161

Чеботарькова М. Д.

Проверила: к.и.н., доцент

Дудкина С.А.

Сургут, 2008

Содержание

Введение. 2

История масленицы.. 3

История происхождения блинов. 4

Распорядок проведения праздника. 5

Масленица в Польше. 8

Словарь. 9

Приложение. 10

Обряды в масленицу. 11

Катание с гор. 11

Чучело Зимы – главный символ Масленицы.. 11

Блины на Масленицу. 12

Зазывание Масленицы в гости. 13

В Заключение анекдоты про масленицу: 14

Использованная литература: 15

Содержание. 16

Введение

«Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаявшуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось — «масленица"? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом прянике, — на блине — от которого пахло медом — и клеем пахло! — с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость...» И. С. Шмелев.

Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен. Ритуал связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом за семь недель до Пасхи.


История масленицы

Многие полагают, что масленица к вере отношения не имеет, что это народный праздник встречи весны. Ей посвящены все его ритуалы — блины, маскарад, драки и взятие снежного городка. Но вот в православном церковном календаре читаем: «26 февраля - 11 марта. Седмица сырная (масленица) — сплошная». И у церковной масленицы есть своя история, обряды и свой смысл. Священник отец Владимир раскрывает православный календарь на дате 11 марта (нов. стиль) и закладывает страницу красной ленточкой:

Масленица — это подготовка к семи неделям Великого поста, к которому верующие должны прийти со светлыми мыслями и чистой душой, — поясняет отец Владимир.

Церковная масленица похожа на сумерки. Плавно опускается ночь и густеют краски, медленно — ото дня ко дню верующие ограничивают себя в пище, общении, неправедных мыслях и поступках. И от службы к службе постигают смысл этого ограничения. Работа над собой начинается задолго до наступления Сырной седмицы 24 февраля. В этот день в храмах читается глава Евангелия, повествующая о том, как молились два человека.

В этот же день на вечерне к привычной службе добавляется песнопение Великого поста. За покаянной Неделей о мытаре и фарисее следует Неделя о блудном сыне (3 марта) — повесть о возвращении грешного, но раскаявшегося человека к Богу. С этого воскресенья богослужения ведутся по Постной Триоди, а к песнопениям добавляется 136-й псалом — «На реках Вавилонских»

Третий акт — Вселенская Родительская суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) — повествование о начале и конце человечества. В родительскую субботу Церковь поминает всех от века умерших православных христиан. А в воскресенье наступает мясопуст — день прощания с мясной пищей, «отпускания» ее. Сырная седмица, вступающая в свои права с понедельника, это, по сути, постный праздник, хотя пока еще разрешены и молоко, и яйца. В церковных стенах Сырная седмица осенена молитвой святого Ефрема Сирина о даре покаяния. Но за стенами православный люд, включая и духовенство, веселится напропалую, будто стремясь наесться, нагуляться перед Великим постом. Так было в 1476 году, когда Иван Грозный наблюдал, как в кулачном бою его с речники кропят кровью лед Москвы-реки. Так было в 1722 году, когда у Красных ворот был сооружен гигантский фрегат на его палубе паясничали Петр I, Екатерина и придворные в масках волков, журавлей и драконов. Так осталось и по сей день.

Многие проповедники обрушивались на масленицу. В конце XVII в. Патриарх Андриан даже пытался запретить «бесовский праздник», но не сумел — только сократил с четырнадцати до семи дней. А со временем Церковь и вовсе смирилась с масленицей, и вот, приняла ее в число своих обычаев.

Последний день масленицы — Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе прощаются с зимой и еще одним прожитым годом. Гаснут масленичные костры. Люди навещали могилы предков, а после спешат к вечерне. Воскресная служба начинается как обычно: чтение Евангелия, золотистое облачение священников. Но вдруг все меняется. Наступает новая неделя. Неделя Великого поста. Этот миг отмечен обрядом преоблачения, когда священники выходят к молящимся в золоте, но в фиолетовом — цвете ею скорби и вечности. Службу завершает чин прощения. Батюшки, включая и настоятеля храма, выходят на солею (возвышение перед иконостасом) и кланяются земным поклоном, прося друг у друга и у прихожан прощения — за все обиды, вольные или невольные, за невнимание, за грехи... А прихожане в свою очередь подходят к священникам, целуют Евангелие и произносят главную формулу этого дня: «Простите меня, грешного, А в ответ: «Бог простит, как я прощаю» — Это очень трудный обряд. Как это вдруг — поклониться кому-то в ноги, попросить прощения? Непривычно. Но после на душе делается легко-легко. Так говорит отец Владимир. У народа на все свои правила, и что широкая масленица для того человеку и нужна, чтобы глубже впасть в грех и полнее раскаяться.

История происхождения блинов

Традиционное кушанье масленицы – блины. Они имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: «Масленица-объедуха, деньгам приберуха!»

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…

И сыр, и творог, всё летело под порог!

Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…

Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

Распорядок проведения праздника

Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.

Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему - разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!" Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: "комом" - значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.

Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать». Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков - чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного - в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха". Но ничего не попишешь: "хоть себя заложи, а Масленицу проводи!" Тещины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.

Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои (стеношный бой), шумные пирушки. С четверга Масленица действительно становилась широкой — гулянье на Девичьем поле привлекало все больше народу, билеты в театр можно было достать только у барышников, на улицах чувствовалось приятное оживление... Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.


metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-po-uchebnoj-discipline-organizaciya-sekretarskogo-obsluzhivaniya-po-specialnosti-032002-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-i-arhivovedeni.html
metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-po-discipline-dengi-kredit-banki.html
metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite-kursovih-rabot-po-grazhdanskomu-pravu-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite-kursovih-rabot-po-grazhdanskomu-pravu.html
metodicheskie-rekomendacii-po-vnutrennemu-kontrolyu-kachestva-audita-odobreni-sovetom-po-auditorskoj-deyatelnosti-minfina-rossii.html
metodicheskie-rekomendacii-po-vnutrennemu-uchetu-chast-5.html
metodicheskie-rekomendacii-poyasnitelnaya-zapiska-obrazovatelnaya-programma-kursa-po-viboru-yazik-chelovek-karera.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/totem-i-tabu-psihologiya-pervobitnoj-kulturi-i-religii-zigmund-frejd-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/prolog-povara-rasskazi-ocr-busya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-multimedijnih-tehnologij-v-obrazovanii.html
  • klass.bystrickaya.ru/75-otvetov-k-gosu-kafedri-teoriya-i-praktika-upravleniya-ugtu-upi-chast-14.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoricheskij-roman-iz-vremen-hmednishivgi-stranica-7.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-1-vozniknovenie-riskov-i-ih-dlya-zakaza-etoj-ili-novoj-raboti-svyazhites-telefon-8-962-232-35-31-icq-562-555-6.html
  • student.bystrickaya.ru/12-1-pokazateli-otdelitelnogo-padezha-i-obshie-zamechaniya-uchebnika-klassicheskogo-tibetskogo-pismennogo-yazika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prihod-sv-blagovernogo-knyazya-aleksandra-nevskogo-po-dannim-godovogo-otcheta-obshie-svedeniya-pravyashij-arhierej-eparhii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-2010-goda-po-analiticheskoj-vedomstvennoj-celevoj-programme-podderzhka-prioritetnih-fundamentalnih-gumanitarnih-issledovanij-rossijskij-gumanitarnij-nauchnij-fond-rgnf.html
  • letter.bystrickaya.ru/mishci-i-kak-ih-nakachat-doma.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-predmet-dokazivaniya-uchebnik-pod-redakciej.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zanyatie-3-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sovremennij-russkij-literaturnij-yazik-ch.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskogo-analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti-shkoli-na-osnovanii-analiza-raboti-shkoli-za-2009-10-uchebnij-god.html
  • institute.bystrickaya.ru/gazeta-moskva-n065-1442009-belorussiya-ne-otdast-rossijskim-nk-dolyu-v-mozirskom-npz.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyubimoe-delo-prinosit-dostatok-stranica-8.html
  • studies.bystrickaya.ru/lekciya-5-standarti-v-oblasti-kachestva-programmnogo-obespecheniya-konspekt-lekcij-po-discipline-metodi-i-algoritmi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-dlya-nacionalnih-programm-vsemirnaya-organizaciya-zdravoohraneniya-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-komnata-v-carskom-sovershennoletie-volodi-deshevova-lida-leonteva-poezdka-na-valaam-neshilot-yuks-i-yuksi-7-dnevnik-1910-god-7-stranica-87.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-zaklyuchenie-dogovorov-zakon-om.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-tehnicheskie-trebovaniya-k-reorganizacii-fizicheskoj-strukturi-lvs-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-respublikanskom-konkurse-yunih-zhurnalistov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/realizaciya-politicheskih-prav-i-svobod-cheloveka-v-sovremennoj-rossii-problemi-i-puti-optimizacii.html
  • school.bystrickaya.ru/biografiya-ivana-franka.html
  • composition.bystrickaya.ru/per-s-polsk-v-kulagina-yarceva-i-levshin-stranica-11.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-forma-dogovora-zadachi-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-34-vospitanie-grazhdanstvennosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moskovskij-gosudarstvennij-industrialnij-universitet-fgbou-vpo-mgiu-utverzhdayu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predvaritelnaya-programma-s-1-sentyabrya-po-19-oktyabrya-budut-provedeni-konkursi-studencheskih-rabot-molodaya-semya-referatov-tradicii-moej-semi.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-algebri-v-10-klasse-primeri-primeneniya-proizvodnoj-k-issledovaniyu-funkcij.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-krovlya-tehnicheskoe-zadanie-razdel-1-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tipi-regulyarnih-regulyatorov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sto-velikih-nauchnih-otkritij-stranica-17.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/recenzirovanie-kursovoj-raboti-i-dopusk-ee-k-zashite-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080102.html
  • literature.bystrickaya.ru/dengi-kredit-banki.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/richard-bah-most-cherez-vechnost-poroj-nam-kazhetsya-chto-ne-ostalos-na-zemle-ni-odnogo-drakona-ni-odnogo-hrabrogo-ricarya-ni-edinoj-princessi-probirayushejsya-ta-stranica-18.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.