.RU

Масленица. История праздника и его традиции

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления

РЕФЕРАТ

Масленица. История праздника и его традиции

Выполнила: студентка группы 7161

Чеботарькова М. Д.

Проверила: к.и.н., доцент

Дудкина С.А.

Сургут, 2008

Содержание

Введение. 2

История масленицы.. 3

История происхождения блинов. 4

Распорядок проведения праздника. 5

Масленица в Польше. 8

Словарь. 9

Приложение. 10

Обряды в масленицу. 11

Катание с гор. 11

Чучело Зимы – главный символ Масленицы.. 11

Блины на Масленицу. 12

Зазывание Масленицы в гости. 13

В Заключение анекдоты про масленицу: 14

Использованная литература: 15

Содержание. 16

Введение

«Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаявшуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось — «масленица"? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом прянике, — на блине — от которого пахло медом — и клеем пахло! — с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость...» И. С. Шмелев.

Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен. Ритуал связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом за семь недель до Пасхи.


История масленицы

Многие полагают, что масленица к вере отношения не имеет, что это народный праздник встречи весны. Ей посвящены все его ритуалы — блины, маскарад, драки и взятие снежного городка. Но вот в православном церковном календаре читаем: «26 февраля - 11 марта. Седмица сырная (масленица) — сплошная». И у церковной масленицы есть своя история, обряды и свой смысл. Священник отец Владимир раскрывает православный календарь на дате 11 марта (нов. стиль) и закладывает страницу красной ленточкой:

Масленица — это подготовка к семи неделям Великого поста, к которому верующие должны прийти со светлыми мыслями и чистой душой, — поясняет отец Владимир.

Церковная масленица похожа на сумерки. Плавно опускается ночь и густеют краски, медленно — ото дня ко дню верующие ограничивают себя в пище, общении, неправедных мыслях и поступках. И от службы к службе постигают смысл этого ограничения. Работа над собой начинается задолго до наступления Сырной седмицы 24 февраля. В этот день в храмах читается глава Евангелия, повествующая о том, как молились два человека.

В этот же день на вечерне к привычной службе добавляется песнопение Великого поста. За покаянной Неделей о мытаре и фарисее следует Неделя о блудном сыне (3 марта) — повесть о возвращении грешного, но раскаявшегося человека к Богу. С этого воскресенья богослужения ведутся по Постной Триоди, а к песнопениям добавляется 136-й псалом — «На реках Вавилонских»

Третий акт — Вселенская Родительская суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) — повествование о начале и конце человечества. В родительскую субботу Церковь поминает всех от века умерших православных христиан. А в воскресенье наступает мясопуст — день прощания с мясной пищей, «отпускания» ее. Сырная седмица, вступающая в свои права с понедельника, это, по сути, постный праздник, хотя пока еще разрешены и молоко, и яйца. В церковных стенах Сырная седмица осенена молитвой святого Ефрема Сирина о даре покаяния. Но за стенами православный люд, включая и духовенство, веселится напропалую, будто стремясь наесться, нагуляться перед Великим постом. Так было в 1476 году, когда Иван Грозный наблюдал, как в кулачном бою его с речники кропят кровью лед Москвы-реки. Так было в 1722 году, когда у Красных ворот был сооружен гигантский фрегат на его палубе паясничали Петр I, Екатерина и придворные в масках волков, журавлей и драконов. Так осталось и по сей день.

Многие проповедники обрушивались на масленицу. В конце XVII в. Патриарх Андриан даже пытался запретить «бесовский праздник», но не сумел — только сократил с четырнадцати до семи дней. А со временем Церковь и вовсе смирилась с масленицей, и вот, приняла ее в число своих обычаев.

Последний день масленицы — Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе прощаются с зимой и еще одним прожитым годом. Гаснут масленичные костры. Люди навещали могилы предков, а после спешат к вечерне. Воскресная служба начинается как обычно: чтение Евангелия, золотистое облачение священников. Но вдруг все меняется. Наступает новая неделя. Неделя Великого поста. Этот миг отмечен обрядом преоблачения, когда священники выходят к молящимся в золоте, но в фиолетовом — цвете ею скорби и вечности. Службу завершает чин прощения. Батюшки, включая и настоятеля храма, выходят на солею (возвышение перед иконостасом) и кланяются земным поклоном, прося друг у друга и у прихожан прощения — за все обиды, вольные или невольные, за невнимание, за грехи... А прихожане в свою очередь подходят к священникам, целуют Евангелие и произносят главную формулу этого дня: «Простите меня, грешного, А в ответ: «Бог простит, как я прощаю» — Это очень трудный обряд. Как это вдруг — поклониться кому-то в ноги, попросить прощения? Непривычно. Но после на душе делается легко-легко. Так говорит отец Владимир. У народа на все свои правила, и что широкая масленица для того человеку и нужна, чтобы глубже впасть в грех и полнее раскаяться.

История происхождения блинов

Традиционное кушанье масленицы – блины. Они имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: «Масленица-объедуха, деньгам приберуха!»

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…

И сыр, и творог, всё летело под порог!

Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…

Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

Распорядок проведения праздника

Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.

Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему - разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!" Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: "комом" - значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.

Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать». Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков - чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного - в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха". Но ничего не попишешь: "хоть себя заложи, а Масленицу проводи!" Тещины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.

Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои (стеношный бой), шумные пирушки. С четверга Масленица действительно становилась широкой — гулянье на Девичьем поле привлекало все больше народу, билеты в театр можно было достать только у барышников, на улицах чувствовалось приятное оживление... Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.


metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-po-uchebnoj-discipline-organizaciya-sekretarskogo-obsluzhivaniya-po-specialnosti-032002-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-i-arhivovedeni.html
metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-po-discipline-dengi-kredit-banki.html
metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite-kursovih-rabot-po-grazhdanskomu-pravu-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite-kursovih-rabot-po-grazhdanskomu-pravu.html
metodicheskie-rekomendacii-po-vnutrennemu-kontrolyu-kachestva-audita-odobreni-sovetom-po-auditorskoj-deyatelnosti-minfina-rossii.html
metodicheskie-rekomendacii-po-vnutrennemu-uchetu-chast-5.html
metodicheskie-rekomendacii-poyasnitelnaya-zapiska-obrazovatelnaya-programma-kursa-po-viboru-yazik-chelovek-karera.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/opredelenie-obshej-territorii-gorodskogo-poseleniya-chast-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-3-trubnij-zov-klad-stervyatnika-aleksandr-zorich.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-vneshnie-svyazi-i-imidzh-shkoli-publichnij-otchyot-mou-sosh-samarskaya-valdorfskaya-shkola-po-itogam-2009-2010-uchebnogo-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-v-administrativnij-reglament-po-predostavleniyu-municipalnoj-uslugi-predostavlenie-municipalnogo-imushestva-v-arendu.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabotna-grupa-24-mitnicheski-syuz-plan-za-dejstvie-za-2009-g-s-merkite-proiztichashi-ot-chlenstvoto-na.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-7-sovremennie-modeli-organizacii-obucheniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-pedagogicheskih-specialnostej-majkop-2004.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/52-viyavlenie-i-analiz-vozmozhnih-ekologicheskih-vozdejstvij-na-komponenti-okruzhayushej-sredi-posle-realizacii-meropriyatij-generalnogo-plana.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vliyanie-idej-k-e-ciolkovskogo-na-razvitie-issledovanij-v-oblasti-seti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vserossijskogo-festivalya-nauki-na-ploshadke.html
  • education.bystrickaya.ru/34obespechenie-kredita-metodi-ocenki-kreditosposobnosti-zaemshika-vdannoj-bakalavrskoj-rabote-obemom-45-stranici.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-i-statya-1-reshenie-soveta-fpa-rf-ot-02-04-2010g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-osvoeniya-uchebnoj-disciplini-fizicheskaya-kultura.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultat-leonarda-adelmana-antivirusnij-kompleks-51-kompleksnaya-sistema-zashiti-informacii-54-obshie-svedeniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vodnaya-migraciya-himicheskih-elementov.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-literatura-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-izucheniyu-kursa-socialnaya-psihologiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sud-obosnovanno-priznal-17-dogovorov-uchastiya-v-dolevom-stroitelstve-nichtozhnimi-sdelkami-i-primenil-k-nim-posledstviya-ih-nedejstvitelnosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iii-uchebnik-hrestomatiya-po-istorii-dlya-uchashihsya-5-11-klassov-lya-srednih-obsheobrazovatelnih-shkol-a-tak.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vibornaya-kampaniya-2007-goda-na-urale-zapomnitsya-ne-chernimi-piar-tehnologiyami-gosduma-rf-monitoring-smi-30-noyabrya-2007-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rossijskoe-i-zarubezhnoe-zakonodatelstvo-o-bankrotstve.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zashita-trudovih-prav-chast-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-byudzhetnom-processe-vo-vnutrigorodskom-municipalnom-obrazovanii-mitino-v-gorode-moskve.html
  • report.bystrickaya.ru/itogovij-otchet-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-permskij-gosudarstvennij-universitet-po-rezultatam-realizacii-innovacionnoj-obrazovatelnoj-programmi-stranica-12.html
  • credit.bystrickaya.ru/perevod-s-armyanskogo-yazika-kniga-sefer.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-sovete-po-zashite-dissertacij-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-nauk-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-nauk.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodyashie-normativnie-dokumenti-tehnicheskoe-zadanie-na-razrabotku-proektno-smetnoj-dokumentacii-na-stroitelstvo.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vospitanie-i-obuchenie-v-drevnerusskom-gosudarstve-hi-xv-vv-chast-7.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-provodilsya-v-celyah-sovershenstvovaniya-i-rasprostraneniya-peredovogo-opita-sistemi-gosudarstvenno-obshestvennogo-upravleniya-v-obrazovanii.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-koropachinskij-ya-ballotiruyus-na-visokij-post-s-tem-i-tolko-s-tem-chtobi-vsecelo-posvyatit-sebya-rabote-vo-imya-procvetaniya-rodnogo-goroda.html
  • composition.bystrickaya.ru/otlozhennij-nalog-na-pribil-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-chetvertaya-generiruyushaya-kompaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uri-istorii-i-kulturi-sankt-peterburga-s-ispolzovaniem-elektronnoj-karti-problemi-i-resheniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zvaniya-pochetnij-rabotnik-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-udostoeni.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-soderzhanie-i-struktura-kandidatskogo-ekzamena-usloviya-dopuska-k-kandidatskomu-ekzamenu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanok-dlya-sborki-detalej.html
  • studies.bystrickaya.ru/bogoduhnovennoe-angeloglasnoe-penie-v-sisteme-srednevekovoj-muzikalnoj-kulturi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prosvetiteli-o-politike-prave-i-gosudarstve-v-f-pustarnakov-filosofiya-prosvesheniya-v-rossii-i-vo-francii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.