Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века.
.RU

Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века.

Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев. «Пастух и пастушка».)

Автор: Астафьев В.П.

Чуть больше полувека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этой трагедии. Время демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы. И наряду с традиционно рассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова в нашу жизнь входят “не терпящие полуправды” романы В. Астафьева “Пастух и пастушка”, В. Гроссмана “Жизнь и судьба”, повести и рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева. Эти произведения потрясают своим жестоким реализмом, как и должна потрясать сама война - противоестественное для людей занятие.

“Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остается война — самое безнравственное деяние из всех, какие породил человек”. И потому не умолкает война в творчестве Виктора Астафьева. О тех молодых парнях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы, и написал он одну из лучших своих, одну из самых “трудных и больнее доставшихся ему вещей” — повесть “Пастух и пастушка”. В этой повести воссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не смятых, не подавленных. “Современная пастораль” — такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий в идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой есть любовь и счастье — эти главные приметы традиционной пасторали.

Но недаром писатель рядом со словом “пастораль” поставил слово “современная”, как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность времени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетным порывам души. Есть в повести очень важное противопоставление — детское воспоминание главного героя, лейтенанта Бориса Костаева, о театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга, и не стыдившихся этой любви и не боявшихся за нее, резко, кричаще контрастирует, внешне сдержанно, но внутренне поразительно глубоко и эмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печалью написанной сцены об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, “обнявшихся преданно в смертный час”.

“Залп артподготовки прижал стариков за баней — чуть их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку...” Короткая эта сцена, символика которой особенно очевидна в контрасте с театральной идиллией, пожалуй, центральная в произведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее антигуманность. И теперь уже невозможно воспринимать дальнейшее повествование, следить за короткой, как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси, за судьбами других персонажей иначе как через призму этой сцены.

Показать антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую саму жизнь, — главная задача, которую поставил перед собой В. Астафьев в повести. Писатель погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством, ожесточением, страданием, кровью. Вот картина ночного боя: “Началась рукопашная. Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя”.

; Эта сцена с жутким реализмом призвана подвести читателя к основной мысли повести: о противоестественности, заставляющей людей убивать друг друга. Вне этой главной мысли нельзя понять трагедии лейтенанта Бориса Костаева, умершего в госпитале, которому война подарила любовь и тут же отняла ее. “Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было и все минуло”.

В повести “Пастух и пастушка”, произведении большого философского смысла, наряду с людьми высокого духа и сильных чувств писатель создал образ старшины Мохнакова, способного к насилию, готового переступить черту человечности, пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева на его фоне становится еще яснее. Однажды в разговоре с Люсей Борис произнесет очень важные слова о том, что страшно привыкнуть к смерти, примириться с ней. И с Борисом, и с Мохнаковым, находившимися на передовой, постоянно видевшими смерть во всех ее проявлениях, случается то, чего боялся Костаев. Они привыкли к смерти. Повесть В. Астафьева предостерегает: “Люди! Это не должно повториться!”


metodika-formirovaniya-ponyatiya-massi-v-kurse-fiziki-srednej-shkoli.html
metodika-i-praktika-raboti-press-sluzhbi-v-nekommercheskih-organizaciyah.html
metodika-ispolzovaniya-shem-i-risunkov-pri-izuchenii-optiki-v-kurse-fiziki-srednej-shkoli.html
metodika-izucheniya-dinamiki-tverdogo-tela-v-kurse-fiziki-profilnoj-srednej-shkoli.html
metodika-izucheniya-neravenstv.html
metodika-kolichestvennogo-analiza-bezopasnosti-s-pomoshyu-dereva-otkazov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-23-03-2012-239-r-p-pereyaslavka-omerah-po-organizacii-letnego-otdiha-ozdorovleniya-i-zanyatosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarij-devid-hejter-i-aleks-ce.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyudi-i-dengi-sbornik-statej-predstavlyaet-obzor-teoreticheskih-i-eksperimentalnih-rabot-po-socialnoj-rabote-i.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-speckursa-osnovi-mezhkulturnoj-kommunikacii-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-040200-sociologiya.html
  • college.bystrickaya.ru/22-principi-klassifikacii-shkol-strategij-diplomirovannij-specialist-5-let-obucheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/7-programma-formirovaniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-vologodskoj-oblasti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/verhovnij-sud-rossijskoj-federacii-opredelenie-ot-24-iyunya-2011-g-n-74-g11-17.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-fedorov-l-a-sovetskoe-biologicheskoe-oruzhie-istoriya-ekologiya-politika-m-msoes-2006-302-s.html
  • gramota.bystrickaya.ru/ya-laboratoriya-oao-severstal-clo.html
  • books.bystrickaya.ru/bilet-16-bileti-na-3-j-klass.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-disciplini.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ne-virtualnoe-prostranstvo-predstavleni-k-obsuzhdeniyu-polozheniya-zakonoproekta-o-regulirovanii-interneta.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/r-yu-ishimcev-respublika-kazahstan-ao-alyuminij-kazahstana-nachalnik-sektora-asutp-ivc-clait-637020-respublika-kazahstan-g-pavlodar-vostochnaya-promzona-ao-alyuminij-kazahstana-8-913-922-3092-e-mail.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-11-uchebnaya-programma-4-vvedenie-4-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-dlya-studentov-biologicheskih-specialnostej.html
  • student.bystrickaya.ru/10-velikie-zvezdnie-chasi-epoh-kniga-tajna-oriona.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-dobrij-den.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-programma-professionalnoj-podgotovki-po-professii-18880-stolyar-stroitelnij-stranica-9.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bellman-r-dinamicheskoe-programmirovanie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-elektromagnitnoj-terapii-lechebnoe-kreslo-neocontr-o-l-v-lechenii-nederzhaniya-mochi-u-zhenshin.html
  • universitet.bystrickaya.ru/the-new-times-konstantin-katanyan-29072008-030-str-24-25-radio-24-mayak-novosti-28-07-2008-yakovlev-evgenij-21-00-24.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sizif-na-evereste-moej-materi-otkrivshej-peredo.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-anglijskomu-yaziku-4-klass-tema-uroka-scotland-an-english-speaking-country.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-tv-7-pervij-kanal-novosti-18-07-2005-15-00-00-18-00-00-7.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-soderzhanie-i-organizaciya-rabot-po-obespecheniyu-deyatelnosti-sluzhbi-upravleniya-personalom.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-specifika-v-rabote-po-organizacii-i-provedeniyu-socialnih-turov-dlya-lic-s-ogranichennoj-deesposobnostyu-invalidov-i-lyudej-pozhilogo-vozrasta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-2-r-a-s-h-o-d-i-doklad-o-socialno-ekonomicheskoj.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-ekonomika-truda-bakalavr-po-napravleniyu-080100-62-ekonomika.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhizn-dana-na-dobrie-dela.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-rezultatah-ispolneniya-rosfinnadzorom-i-ego-territorialnimi-organami-gosudarstvennoj-funkcii-organa-valyutnogo-kontrolya-v-2008-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/policy-memo-global-warming-essay-research-paper.html
  • writing.bystrickaya.ru/54-osobennosti-deprivacii-psihologicheskogo-razvitiya-v-doshkolnom-vozraste-m-yu-kondratev-kollektiv.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sposobi-perevoda-stradatelnih-oborotov-na-russkij-yazik-vse-slova-delyatsya-na-razryadi-nazivaemie-chastyami-rechi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-poyasnitelnaya-zapiska-obrazovatelnaya-programma-kursa-po-viboru-yazik-chelovek-karera.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-cel-i-zadachi-realizacii-strategii-territorialnoe-planirovanie-shuchanskogo-rajona-obrazovanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.