.RU

Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века.

Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев. «Пастух и пастушка».)

Автор: Астафьев В.П.

Чуть больше полувека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этой трагедии. Время демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы. И наряду с традиционно рассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова в нашу жизнь входят “не терпящие полуправды” романы В. Астафьева “Пастух и пастушка”, В. Гроссмана “Жизнь и судьба”, повести и рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева. Эти произведения потрясают своим жестоким реализмом, как и должна потрясать сама война - противоестественное для людей занятие.

“Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остается война — самое безнравственное деяние из всех, какие породил человек”. И потому не умолкает война в творчестве Виктора Астафьева. О тех молодых парнях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы, и написал он одну из лучших своих, одну из самых “трудных и больнее доставшихся ему вещей” — повесть “Пастух и пастушка”. В этой повести воссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не смятых, не подавленных. “Современная пастораль” — такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий в идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой есть любовь и счастье — эти главные приметы традиционной пасторали.

Но недаром писатель рядом со словом “пастораль” поставил слово “современная”, как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность времени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетным порывам души. Есть в повести очень важное противопоставление — детское воспоминание главного героя, лейтенанта Бориса Костаева, о театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга, и не стыдившихся этой любви и не боявшихся за нее, резко, кричаще контрастирует, внешне сдержанно, но внутренне поразительно глубоко и эмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печалью написанной сцены об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, “обнявшихся преданно в смертный час”.

“Залп артподготовки прижал стариков за баней — чуть их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку...” Короткая эта сцена, символика которой особенно очевидна в контрасте с театральной идиллией, пожалуй, центральная в произведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее антигуманность. И теперь уже невозможно воспринимать дальнейшее повествование, следить за короткой, как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси, за судьбами других персонажей иначе как через призму этой сцены.

Показать антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую саму жизнь, — главная задача, которую поставил перед собой В. Астафьев в повести. Писатель погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством, ожесточением, страданием, кровью. Вот картина ночного боя: “Началась рукопашная. Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя”.

; Эта сцена с жутким реализмом призвана подвести читателя к основной мысли повести: о противоестественности, заставляющей людей убивать друг друга. Вне этой главной мысли нельзя понять трагедии лейтенанта Бориса Костаева, умершего в госпитале, которому война подарила любовь и тут же отняла ее. “Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было и все минуло”.

В повести “Пастух и пастушка”, произведении большого философского смысла, наряду с людьми высокого духа и сильных чувств писатель создал образ старшины Мохнакова, способного к насилию, готового переступить черту человечности, пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева на его фоне становится еще яснее. Однажды в разговоре с Люсей Борис произнесет очень важные слова о том, что страшно привыкнуть к смерти, примириться с ней. И с Борисом, и с Мохнаковым, находившимися на передовой, постоянно видевшими смерть во всех ее проявлениях, случается то, чего боялся Костаев. Они привыкли к смерти. Повесть В. Астафьева предостерегает: “Люди! Это не должно повториться!”


metodika-formirovaniya-ponyatiya-massi-v-kurse-fiziki-srednej-shkoli.html
metodika-i-praktika-raboti-press-sluzhbi-v-nekommercheskih-organizaciyah.html
metodika-ispolzovaniya-shem-i-risunkov-pri-izuchenii-optiki-v-kurse-fiziki-srednej-shkoli.html
metodika-izucheniya-dinamiki-tverdogo-tela-v-kurse-fiziki-profilnoj-srednej-shkoli.html
metodika-izucheniya-neravenstv.html
metodika-kolichestvennogo-analiza-bezopasnosti-s-pomoshyu-dereva-otkazov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strahovka-ot-durnogo-banka-monitoring-smi-02-iyunya-2010-g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-uroka-po-rasskazu-i-bunina-chistij-ponedelnik-11-klass-tema-duhovnie-iskaniya-v-rasskaze-i-bunina-chistij-ponedelnik.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-vnutrennego-trudovogo-rasporyadka-obshie-polozheniya-vsootvetstvii-s.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bazi-dannih-paleontologicheskih-kollekcij-muzeya-zemlevedeniya-moskovskogo-gosudarstvennogo-universiteta7-logicheskaya-struktura-informacionnoj-sistemi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnaya-sistema-i-organizaciya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/transformaciya-biosferi-v-noosferu-idei-vivernadskogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-ob-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-g-feodosii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-po-predmetu-klassicheskaya-filologiya-dlya-postupayushih-na-osnovnie-obrazovatelnie-programmi-magistraturi-po-napravleniyu-filologiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/menedzherskij-analiz-firmi.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-o-artemev-podpis-i-o-familiya-data-14-noyabrya-2007-g-stranica-9.html
  • literatura.bystrickaya.ru/situativnaya-modalnost-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-iv-ego-ispanoyazichnom-perevode-funkcionalno-semanticheskij-analiz-10-02-01-russkij-yazik-10-02-19-teoriya-yazika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strategicheskaya-ramochnaya-programma-na-2010-2019-godi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kassacionnoe-opredelenie-sankt-peterburgskogo-gorodskogo-suda-ot-7-iyunya-2011g-n33-86202011.html
  • university.bystrickaya.ru/filosofskij-enciklopedicheskij-slovar-stranica-7.html
  • college.bystrickaya.ru/23-proizvodstvennaya-infrastruktura-i-s-majzel-sankt-peterburg.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-viktorini-kakie-vidi-vodoplavayushih-ptic-obitayut-v-buhtah-anapskogo-rajona.html
  • institut.bystrickaya.ru/sravnitelnaya-ocenka-potrebitelskih-svojstv-ledencovoj-karameli-razlichnih-proizvoditelej-stranica-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/variant-11-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080401-tovarovedenie-i-ekspertiza-tovarov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-zasedanii-pravitelstva-prinyato-rasporyazhenie-o-merah-po-razrabotke-transportnogo-prilozheniya-universalnoj-elektronnoj-karti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-tom-shestoj-nauchnoe-nasledstvo-pod-redakciej-m-g-yaroshevskogo-moskva-pedagogika-1984-stranica-24.html
  • studies.bystrickaya.ru/izuchenie-harakteristik-uchebnogo-stenda-stend-po-zashite-ot-utechki-informacii-po-telefonnoj-linii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-napisano-v-sootvetstvii-s-dejstvuyushej-programmoj-kursa-fiziki-dlya-inzhenerno-tehnicheskih-specialnostej-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologii-i-oborudovanie-pishevih-i-pererabativayushih-proizvodstv.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sverdlovskaya-oblastnaya-klinicheskaya-bolnica-1-nomenklatura-del-na-2011-god-stranica-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-dlya-studentov-1-go-kursa-lechebnogo-fakulteta.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sochinenie-kto-vladeet-informaciej-tot-vladeet-mirom.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-psihologiya-xxi-stoletiya-t-1-pod-redakciej-kozlova-v-v-yaroslavl-mapn-2008-376s-sostav.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tajnie-obshestva-hh-veka-kniga-chast-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodologiya-proektirovaniya-organizacionih-sistem.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-k-vidache-arhivnih-dokumentov-iz-arhivohranilisha-ob-utverzhdenii-pravil-organizacii-hraneniya-komplektovaniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-oblast-primeneniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tainstvo-venchaniya-prognozno-analiticheskij-centr.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-kriminalnoj-armii-specnaznacheniya-izvestno-vse.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-ontologiya-osnovnie-temi-problemi-i-napravleniya-1-priroda-i-specifika-filosofskogo-znaniya-filosofiya-kak.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.