.RU

Методические указания к семинарским занятиям по культурологи и ( история мировой и отечественной культуры) для студентов всех специальностей

Министерство образования, науки и молодежной политики

Кыргызской Республики

КЫРГЫЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. И. Р А З З А К О В А

Кафедра «Философия и социальные науки»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И И

( ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ)

для студентов всех специальностей

Б И Ш К Е К 2 0 0 6

Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры

философии и социальных наук Прот.№___от______________

Составитель: преподаватель Усенова Нургуль Эсенамановна

История мировой и отечественной культуры: Методическое указание для студентов всех специальностей / Кырг. гос. техн. ун-т; Сост. Усенова Н.Э.

Бишкек: ИЦ «Текник», 2006 г.

Пособие разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта / Министерство образования Кыргызской Республики /.

Рецензент: проф. Уметалиева Д.Т.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Лк.- 17ч., сем.- 34ч.)

Лекция 1. Культура как предмет культурологии. 2ч.

Семинар 1. Понятие и сущность культуры. 2ч.

Семинар 2. Культура и цивилизация. 2ч.

Лекция 2. Формы культуры. Культура и общество. 2ч.

Семинар 3. Социальная дифференциация культуры. 2ч.

Семинар 4. Культура, общество, человек. 2ч.

Лекция 3. Культура и формы общественного сознания. 2ч.

Семинар 5. Культура, религия и наука.

Семинар 6. Искусство как чувственная сфера культуры. 2ч.

Лекция 4. Культура древних цивилизаций. 2ч.

Семинар 7. Культура Древнего Востока. 2ч.

Семинар 8. Культура Древнего Египта. 2ч.

Лекция 5. Античная культура. 2ч.

Семинар 9. Культура Древней Греции. 2ч.

Семинар 10. Культура Древнего Рима. 2ч.

Лекция 6. Культура Средневековья. 2ч.

Семинар 11. Культура европейского средневековья. 2ч.

Семинар 12. Культура восточного средневековья. 2ч.

Лекция 7. Культура эпохи Возрождения и Просвещения. 2ч.

Семинар 13. Культура Возрождения. 2ч.

Семинар 14. Культура Просвещения. 2ч.

Лекция 8. Культура XIX и ХХ вв. 2ч.

Семинар 15. Культура XIX века. 2ч.

Семинар 16. Культура ХХ века. 2ч.

Лекция 9. Культура кыргызского народа. 1ч.

Семинар 17. Становление и развитие кыргызской культуры. 2ч.


Введение

Методическое указание составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Министерства образования и культуры Кыргызской Республики 15.05.01. Обсуждено на заседании кафедры и утверждено__________________2005 года, протокол №__

Культурология как самостоятельная отрасль знаний в условиях современного общества с рыночными отношениями делает первые шаги у нас в стране. Сегодня важно ее развитие, так как вопросы культуры не менее актуальны, чем вопросы экономики, в процессе становления суверенного государства. Курс культурологии предназначен для ознакомления студентов с историей мировой культуры и основ культурологических знаний. Студенты должны знать сущность и функции культуры, памятники различных исторических типов культуры, иметь представление о современных проблемах мировой и отечественной культуры.

Культурология – это наука о культуре, которая изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Предмет культурологии играет исключительную роль в духовном процессе, поскольку она изучает:

- объективные закономерности культурного процесса, как мирового, так и национального;

- памятники и явления материальной и духовной культуры;

-факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объектом культурологии являются:

-культурные аспекты различных областей общественной жизни;

-выявление особенностей и достижений культурно-исторических типов;

-анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Под культурой понимают духовную жизнь общества в целом, достижения науки и искусства, процесс обучения и воспитания, способ поведения, духовный мир личности, уровень развития труда, быта и речи.

Курс ориентирован на усвоение студентами основных

культурологических категорий, раскрывающих сущность и функции культуры. На основе теоретических концепций даются определения понятиям культура, цивилизация, наука, религия и искусство. Важное место занимает тема взаимодействия культуры и цивилизации, религии и искусства, традиций и обычаев. Обсуждается проблема свободы творчества, места и роли интеллигенции в структуре духовного производства. Дается краткий анализ основных этапов в истории все­мирной культуры, каждый из которых представляет своеобразие духовной жизни, культуры мышления общества, нации. Анализируются основные тенденции социальной реальности определенных исторических периодов в систе­ме культуры первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Воз­рождении и Просвещении, в XIX и XX веке. Строгое соблюдение теоретических принципов историзма и преемственности дают возможность конкретно исторически представить каждую культуру как единую цепь развития мировой культуры в целом. Особое внимание уделяется вопросу взаимовлияния и пре­емственной связи культур народов стран Востока и Запада, а также характеристике творчества отдельных выдающихся деятелей культуры различных эпох.

Отдельный раздел отведен кыргызской культуре, особенностям нацио­нального склада мышления, языку, традициям, обычаям, а также национально-духовным ценностям, свидетельствующим о специфике и своеобразии этой культуры. Уделяется особое внимание вопросу развития культуры кыргызского народа в XX веке.

Семинар 1. Понятие и сущность культуры(2ч.).

1. Становление понятие культуры.

2. Структура культуры.

3. Функции культуры.

Предмет и задачи культурологии. Объект культурологии. Периоды становления культурологии. Процесс становления культурологии. Понятие культуры. Появление и значение термина «культура». Многообразие определений культуры. Сущность культуры. Процесс социализации. Мировая культура. Национальная культура. Материальная и духовная культура. Материальная культура и бытие человека. Структура и ценности духовной культуры. Сферы духовной культуры. Соотношение между материальной и духовной культурой. Основные функции культуры. Место и функции культуры в обществе.

Темы рефератов:

1. Культура как предмет культурологии.

2. Материальная и духовная культура.

3. Место и функции культуры в обществе.

4. Взаимопроникновение и взаимообогащение культур.

5. Гуманизм как принцип культуры..

6. Структура и ценности духовной культуры.

Литература:

Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.

Введение в культурологию. Учебное пособие. Под ред. Попова В.М. М., 1993.

Введение в культурологию. Учебное пособие в 3-х частях по курсу «Теория и история мировой и отечественной культуры». Под ред. проф. В.А. Сапрыкина. М., 1995.

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996.

Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2002.

Культурология. Курс лекций. Под ред. А.А. Радугина. М., 2001.

Семинар 2. Культура и цивилизация(2ч.).

1. Соотношение и различие понятий «культура» и «цивилизация».

2. Локально-исторические концепции цивилизации.

3. Современные концепции культуры.

Понятие термина «цивилизация». Взаимосвязь культуры и цивилизации. Система ценностей в цивилизации и культуре. Три смысла понятия цивилизации. Культурно-исторические типы цивилизации. Признаки цивилизации. Локальность цивилизаций, всеобщность мировой культуры. Концепция Н.Данилевского. «Россия и Европа». Типы культуры и цивилизации О. Шпенглера. «Закат Европы». Культурологическая концепция Ф.Ницше. Культурологическая теория П.Сорокина.

Темы рефератов:

1. Культура и цивилизация.

2 Взаимодействие культур Востока и Запада.

3. Типология «западной» и «восточной» культуры.

4. Русская культурологическая мысль (Н.Данилевский, В.Соловьев,

Н.Бердяев).

5. О.Шпенглер, Х.Ортега как критики культуры ХХ века.

6. Общественно-историческая школа (О.Шпенглер, А.Тойнби).

Литература:

Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.

Библер В.С. Цивилизация и культура. М., 19932.

Введение в культурологию. Под ред.В.Попова.М.,1994.

Мамонтов С.П. Основы культурологи.М., 1996.

Розин В.М. Введение в культурологию. М.,1998.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1993.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

Юнг К. Архетип и символ. М.,1991.

Семинар 3. Формы культуры(2ч.).

1. Массовая культура.

2. Элитарная культура. Народная культура.

3. Субкультура и контркультура.

Социальная дифференциация культуры. Массовая форма культуры. Толкование понятия «масса». Экономические предпосылки массовой культуры. Социальные функции массовой культуры. Истоки массовой культуры. «Товар» как массовая культура. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Структура элитарной культуры. Понятие термина «элита». Концепция Ницше о сверхчеловеке. Народная культура. Структура народной культуры. Фольклор. Понятие субкультуры. Характерные черты субкультуры. Понятие контркультуры.

Темы рефератов:

1. Массовая и элитарная культура.


organizaciya-obsluzhivaniya-v-gostinicah-i-turistskih-kompleksah.html
organizaciya-ohrani-truda.html
organizaciya-osnovnih-trudovih-processov-v-rastenievodstve.html
organizaciya-otrasli-konevodstva-v-novih-usloviyah-hozyajstvovaniya-chast-4.html
organizaciya-pedagogicheskih-sovetov-i-soveshanij-v-processe-rukovodstva-dou.html
organizaciya-perevozki-na-avtobusah.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kiyatkin-aleksandr-kazennie-dengi1-.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologicheskoe-zdorove-pedagoga-strategiya-deyatelnosti-pedagoga-psihologa.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rubinshtejn-s-l-bitie-i-soznanie-glava-1-o-meste-psihicheskogo-vo-vseobshej-vzaimosvyazi-yavlenij-materialnogo-mira-k-postanovke-problemi-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/makroanaliz-restrukturizacii-rao-ees-rossii-chast-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/islam-9.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stihi-i-pesni-o-shkole-uroki-nachinayutsya-133.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/potrebiteli-vremeni-gruppiruj-i-ne-spotikajsya-prezhde-vsego-prezhde-vsego-otveti-na-voprosi-dlya-somnevayushihsya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/spisok-konkursantok-priglashennih-dlya-uchastiya-v-finale-konkursa.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-17-uchyot-raschetov-s-raznimi-debitorami-i-kreditorami-programma-podgotovki-i-attestacii-buhgalterov-ekonomistov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nichego-ne-vizhu-nichego-ne-slishu-sbornik-statej-saratov-2008-udk-bbk-smi-i-nko-vzaimodejstvie-v-zashitu-prav-cheloveka.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akciznij-zbr-v-ukrani-chast-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-realizaciya-modeli-didakticheskoj-m-yu-oleshkov-modelirovanie-kommunikativnogo-processa.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vivod-glavi-3-promishlennost-i-promishlennaya-politika-turcii-na-sovremennom-etape-1980-2005.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lev-kulikov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/49-borba-1-fizkultura-dlya-zdorovya-sport-za-schet-zdorovya-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shema-sovershenstvuyushih-putej-b-d-dandaron-v-ritualnoj-odezhde-ulan-ude-1971-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-vstupitelnomu-ekzamenu-v-aspiranturu-po-specialnosti-23-00-04.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-moskovskogo-obshestva-ispitatelej-prirodi-otdel-biologicheskij-.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anketa-dlya-provedeniya-issledovanij-professionalnogo-vibora-napravlennosti-na-professiyu-zhiznennih-cennostej.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-v-01-ustrojstvo-avtomobilya-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • desk.bystrickaya.ru/opredelenie-poter-udelnoj-energii-v-potoke-uchebno-metodicheskoe-posobie-gorki-belorusskaya-gosudarstvennaya-selskohozyajstvennaya.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-za-2008-2009-uchebnij-god-municipalnogo-uchrezhdeniya-stranica-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-1-mesto-kursa-v-professionalnoj-podgotovke-vipusknika-cel-i-zadachi-izucheniya-disciplini-stranica-12.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistemi-ohlazhdeniya-pk.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-meropriyatiyu-2-razvitie-innovacionnoj-infrastrukturi-obrazovaniya-cherez-sozdanie-centra-tehnologicheskoj-podderzhki-obrazovaniya-ctpo-na-baze-mgsu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vitamini-v-zhizni-shkolnika-sredi-ogromnogo-chisla-zadach-i-problem-kotorie-stoyat-pered-pediatrami-v-ih-prakticheskoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lingvisticheskij-fenomen-kazhimosti-na-materiale-sovremennogo-anglijskogo-yazika-stranica-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razvitie-upravlencheskoj-misli-v-rossii-i-za-rubezhom.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moralno-psihologicheskie-osnovi-voennoj-sluzhbi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zayavka-na-uchastie-v-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-sostoit-iz-dvuh-chastej.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/transfert-tehnologij-v-industrii-gostepriimstva.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-literature-na-iv.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-chetirideseti-0400001006-za-izvrshen-odit-na-finansovata-dejnost-i-upravlenieto-na-predostavenoto-imushestvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.