.RU

Мифология Древнего Китая

Мифология Древнего Китая.

Китай – одно из древнейших цивилизованных государств мира. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богатые по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества.

Представление о существовании души у человека было распространено на животных, растения и весь мир природы; считалось, что все в мире имеет свою душу, что все природные тела и явления: земля, небо, солнце, луна, гром, ветер, горы, реки, птицы, дикие звери и т.д., находясь в расположении каких-то духов, проявляют свою силу, в результате чего возникли тотемизм и поклонение многим богам.

Однако в условиях первобытнообщинного строя могли появиться лишь ростки философской идеи. Философия как теория познания окружающего мира, как сравнительно целостное мировоззрение, зафиксированное в письменной форме, возникла только в рабовладельческом обществе.

С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в XVIII в., а до того сам Китай был для европейцев мифом. Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать с Китая. Это мнение опиралось на представление о том, что Китай—родина самых древних и мудрых философов. Между тем, как это ясно теперь, китайские философы не древнее греческих и много моложе мудрецов Египта.

До философии в Китае было поэтическое осмысление мира и прошлого человечества в форме мифов. Эти мифы не рассказывались, а пелись, сопровождаемые ударами, гудениями, рокотом музыкальных инструментов. Их героями были первопредки и цари-мудрецы, создатели человеческой культуры. Между зарождением этих песен, хранившихся в народной памяти, и их фиксацией с помощью изобретения во второй половине II тыс. до н.э. письменности прошли многие столетия. И несколько столетий понадобилось ещё для того, чтобы записанные песни были систематизированы и осмыслены китайскими мудрецами как документы исторического прошлого, как рассказы об истинных событиях и лицах определённой территории и времени.

Сами песни, на основании которых философами создавалась фиктивная история, частично сохранились в сборниках «Шицзин» («Книга песен») и «Шуцзин» («Книга истории»). Упорядочение китайской мифологии усложнило понимание её развития. Можно лишь догадываться, что китайцы, как и другие народы, почитали змей, ласточек, медведей, слонов, считая их покровителями отдельных родов и племён. Со временем одна из таких покровительниц, приобрела в воображении рассказчиков мифов облик чудовищного змея – дракона, которому было приписано господство над метеорологическими явлениями и небесными телами, водной стихией и особое покровительство царям. Таким же образом почитаемые китайцами реальные птицы превратились в фантастическую птицу Фэнхуан, ставшую символом царицы. Облик дракона был придан также богиням и богам, которым приписали создание мира и сотворение человечества.

Китайцы, обитавшие на равнинах, часто заливаемых выходящими из берегов великими реками, почитали спасительные горы. Одна из них, Куньлунь, мыслилась расположенной в центре мира в виде опорного столба неба. Считалось, что на вершине этой горы находилась резиденция верховного бога и императора Шан-ди. Одновременно существовало представление о другой вертикальной оси—мировом древе, ставшим обиталищем десяти солнц.

Само небо мыслилось высшим существом, руководящим всем, что происходит на земле. При этом в мифологическом сознании произошла подмена Верховного небесного владыки и Неба мифологическими Государями Неба. В их число входил верховный владыка центра Хуанди и его помощник бог земли Хоу-ту, покровительствующий храму солнца и властвующий над созвездиями и планетами. Каждому из мифических владык соответствовало определенное материальное начало: время года, цвет, животное, часть тела, оружие. Всё это говорит о формировании сложной мифологической системы, включающей различные природные и пространственные элементы.

По своему содержанию мифы подразделяются на несколько групп.

Среди космогонических мифов , трактующих происхождение природы и человека из состояния первоначального хаоса, представлены две основные концепции: деление и превращение. Согласно одной из них, неодушевленные вещи и живые существа возникают в результате деления хаоса на два первоэлемента - светлое (мужское) начало янь и тёмное (женское) начало инь. Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации. Общеизвестный миф о возникновении вселенной записан в книге под названием Хуайнань-цзы, созданной во II в. до н.э. В глубокой древности, когда ещё не было ни неба, ни земли, мир представлял собой лишь мрачный, бесформенный хаос. И в этом мраке постепенно родились два больших духа - Инь и Ян, которые с огромным усилием начали упорядочивать мир. Впоследствии Инь и Ян разделились, и установилось восемь главных направлений в пространстве. Дух Ян стал управлять небом, дух Инь - землёю. Так был создан наш мир.

Этот миф, с явным философским оттенком, не представляет большого интереса с точки зрения мифологии.

Более интересен миф о небесном духе Цзюйлин. Говорят, что он появился одновременно с первоначальной субстанцией, его же называют истинной матерью девяти начал. Он был настолько всемогущ, что смог создать горы и долины, пустить большие и малые реки, поэтому его можно считать первотворцом. Говорят, происходил он из верховьев реки Фынь-шуй и первоначально был духом реки. Издревле поперёк Хуанхэ стояла гора Хуашань. Цзюйлин, «пиная ногами и раскачивая её руками», расколол её и раздвинул, так что река потекла прямо. По сей день ещё сохранились на горе Хуашань следы, похожие на отпечатки рук и ног духа Цзюйлина.

Согласно преданию, когда небо и земля были только что созданы, на земле был потоп, поэтому верховный правитель Шан-ди послал великана Пу-фу и его супругу усмирить разлившиеся воды. Эти два огромных толстяка, конечно, очень мало заботились о порученной им трудной работе и выполняли её без всякого усердия, лишь бы поскорее закончить. Русла рек, которые они проложили, в одних местах были вырыты глубоко, в других - мелко, где засорены, а где запружены,- одним словом, вся работа пошла насмарку. Поэтому спустя много лет трудолюбивый Юй вновь усмирил разлившиеся воды. Небесный император, разгневанный нерадивостью супругов, в наказание оголил их тела и, совершенно обнажённых, поставил рядом друг с другом посреди обширной пустыни на юго-востоке. Ни в холод, ни в жару они не пили и не ели, лишь небесной росой утоляли свой голод и жажду. И только когда очистилась вода в Хуанхэ, этим супругам было разрешено «вернуться к своим обязанностям».

Согласно преданию, чтобы очистить воды Хуанхэ, нужно было прервать связь реки с морем. Разумеется, это было делом неосуществимым, и поэтому чете великанов только и оставалось, что вечно стоять в пустыне, обнажёнными, под лучами солнца. В истории о супругах Пу-фу в некоторых моментах проступает облик древнего мифа. Деятельность этих двух людей, упорядочивших воды, также несколько напоминает деятельность первотворца вселенной. Однако, к сожалению, записанная история кажется незаконченной.

Перебирая мифических первосоздателей вселенной, в заключение нельзя не вспомнить о духе Чжу-лун - драконе со свечой с горы Чжуншань, рассказ о котором записан в древней «Книге гор и морей». Этот дух с лицом человека, телом змеи, с кожей красного цвета был длиной в тысячу ли. У него были необычные глаза, похожие на два вертикально стоящих оливковых дерева, а когда он закрывал их, они были как две прямые вертикальные щели. Стоило ему лишь приоткрыть глаза, как в мире наступал день, а когда он закрывал глаза, на землю спускалась ночь; стоило ему подуть, как появлялась пелена красных облаков, падал хлопьями сильный снег, и наступала зима; дохнёт - тотчас красное солнце начинало палить, текли металлы и плавились камни, и наступало лето. Он лежал, свернувшись, как змея: не ел, не пил, не спал и не дышал,- как только дохнет, подует ветер на десять тысяч ли. Светом свечи, которую Чжу-лун держал во рту, он мог освещать высочайшие сферы неба и глубочайшие пласты земли и, где царил вечный мрак. А так как он всегда держал во рту свечу и освещал мрак в небесных воротах на севере, то его ещё называли Чжу-инь (чжу - значит "свеча", инь - "темнота") - Освещающий мрак.

Чжу-лун и в самом деле похож на первотворца. Однако, сохранив явные черты живого существа, он всё-таки не смог, подобно другим знаменитым небесным духам, превратиться в человека. Он не стал в глазах людей первотворцом и остался лишь духом одной из гор, несмотря на свой удивительный облик и необычайную силу.

Как же были отделены земля и небо, как создавалась вселенная? В китайской мифологии есть ответ и на этот вопрос.

Согласно преданиям, в то время, когда ещё земля и небо не отделились друг от друга, вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нём зародился первопредок Пань-гу. Он вырос и, тяжело дыша, заснул в этом огромном яйце. Прошло восемнадцать тысяч лет, прежде чем он вдруг проснулся. Не зная, как выбраться из яйца, Пань-гу схватил невесть откуда взявшийся огромный топор и с силой ударил им мрак перед собой. Огромное яйцо раскололось, всё легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так небо и земля, представлявшие вначале сплошной хаос, благодаря удару топором отделились друг от друга. После того как Пань-гу отделил небо от земли, он, опасаясь, что они вновь соединятся, уперся ногами в землю и подпёр головой небо. Так он стоял, изменяясь вместе с ними. Каждый день небо становилось выше на один чжан, а земля становилась толще на один чжан, и Пань-гу вырастал на один чжан. Как высочайший столб стоял великан Пань-гу между небом и землёй, не позволяя им вновь превратиться в хаос. Так стоял он, один-единственный, поддерживая небо и упираясь в землю, и не заметил в этой тяжёлой работе, как прошли целые эпохи. Наконец небо и земля, видимо, стали достаточно прочными, и Пань-гу мог больше не опасаться, что они соединятся вновь - ведь ему тоже надо было отдохнуть. В конце концов он, подобно всем людям, упал и умер. Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - солнцем, правый - луною, туловище с руками и ногами - четырьмя странами света и пятью знаменитыми горами, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвою, волосы на голове и усы - звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле - травами, цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг и т.п. - блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающим жемчугом и яшмой, и даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершенно бесполезный, превратился в капельки дождя и росу. Одним словом, Пань-гу, умирая, всего себя отдал тому, чтобы этот новый мир был богатым и прекрасным. Существуют и другие предания о волшебной силе и превращениях Пань-гу. По одной версии, слёзы, вытекшие из его глаз, превратились в реки, вздох - в порыв ветра, голос - в раскаты грома, блеск глаз - в молнию.


politicheskie-i-pravovie-ucheniya-v-ssha-v-period-borbi-za-nezavisimost.html
politicheskie-i-pravovie-ucheniya-v-zapadnoj-evrope-v-period-srednih-vekov.html
politicheskie-ideologii.html
politicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-1-kvartal-2009-g.html
politicheskie-partii-i-partijnie-sistemi.html
politicheskie-partii-v-respublike-belarus.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iran-poshel-na-neustupku-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/21osobennosti-uchebnoj-deyatelnosti-shpargalka-po-pedagogicheskoj-psihologii-nataliya-aleksandrovna-bogachkina.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-kafedri-matematicheskoe-modelirovanie-processov-i-tehnologij-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/realizaciya-obrazovatelnoj-oblasti-hudozhestvennoe-tvorchestvo-v-raznih-vozrastnih-gruppah.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proektirovanie-kurs-lekcij-sostavitel-sorkina-v-e-oglavlenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-transportnoe-obespechenie-v-turizme-100103-65-socialno-kulturnij-servis-i-turizm.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-perevoda-frazeologizmov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/conclusion-p76-primenenie-ikt-v-visshem-obrazovanii-stran-sng-i-baltii-tekushee-sostoyanie-problemi-i-perspektivi-razvitiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nikolaj-ii-poslednij-russkij-car-chast-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-kursu-izuchenie-fizicheskih-yavlenij-i-processov-v-mehanike-gidrostatike-i-molekulyarnoj-fizike-dlya-master-klassa-fizika-i-poznanie-mira.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-veroyatnosti-antikrizisnogo-upravleniya-na-primere-ooo-tomskaya-lesopromishlennaya-kompaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-estestvenno-matematicheskogo-obrazovaniya-licenziya-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-obrazovaniya-i-nauki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-svyashennoe-pisanie-vethogo-zaveta.html
  • writing.bystrickaya.ru/audit-kreditnih-operacij-chast-9.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-odnogo-spektaklya-sergej-yurskij-kto-derzhit-pauzu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-dlya-rieltora-v-v-tkachenko-v-a-zimin-s-v-tkachenko.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anatolij-azolskij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-stranica-14.html
  • studies.bystrickaya.ru/informacionnoe-intervyu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/adres-elektronnoj-torgovoj-ploshadki.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-primeneniyu-balno-rejtingovoj-sistemi-ocenki-raboti-studentov.html
  • write.bystrickaya.ru/g-v-osipov-otvetstvennij-redaktor-akademik-ran-doktor-filosofskih-nauk-professor-stranica-24.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-proizvodnie-finansovie-instrumenti.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchyot-o-samoobsledovanii-struktura-podgotovki-specialistov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-10-sentyabrya-2009-g-n-720-ob-utverzhdenii-tehnicheskogo-reglamenta-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-v-red-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-10-09-2010-n-706-stranica-18.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhizn-vne-realnosti-gejl-shihi.html
  • learn.bystrickaya.ru/frazeologiya-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-050300-filologicheskoe-obrazovanie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-poryadok-rascheta-moskomarhitektura-posobie-k-mgsn-01-99-energosberezhenie-v-zdaniyah.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-slovo-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-73-sostavlenie-obosnovanij-polozhenij-shemi-territorialnogo-planirovaniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaregistrirovana-otdelom-gosudarstveknnogo-pozharnogo-nadzora-po-g-astrahani.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bersenyova-svetlana-valentinovna.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-igri-inih-nominanti-napremiyudyurandal-zaosveshenie-ri-soobshestva-vsredstvah-massovoj-informacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publika-chto-takoe-yumor-i-pochemu-on-razvilsya-kak-populyarnij-zhanr-v-russkoj-literature-nachala-hh-veka.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-e-hapman-i-a-pogorelova-15-marta-2012-goda-15.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.