.RU

Национальный характер

Министерство среднего образования Украины

УВК №66

Реферат по предмету

«Человек и общество»

на тему:

«Национальный характер»

Выполнила: ученица 11-«Г» класса

Мазина Мария

Принял: Калюжный О.В.

Днепропетровск

2001

Содержание:

1. О проблеме национального характера (Геродот, Д. Юм, И. Кант) …………1

2. Х. Дюйкер и Н. Фрийд, А. Инкелес и Д. Дж. Левинсон, А. Кардингер и Р. Линтон; отечественная литература ……………………………….……....….2

3. Проблема менталитета ……………………………..…………...…………...…3

4. История исследования национального характера в современной науке….…4

5. Первые попытки исследования психологических особенностей различных народностей (Франц Боас) ..……………….………………………………………5

6. Влияние психоанализа на этнологические исследования ……………………6

7. Становление человека как личности в раннем возрасте (по З. Фрейду и Т. Парсонсу) ………………………………….………………………………….7

8. Выводы …………………………………..……………………………………....8

9. Список литературы ………..………..…………………………………………..9

О проблеме национального характера

Осмысление исторического опыта уходящего столетия, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили интерес к проблеме национального характера и национального менталитета.

В повседневной жизни принято считать, что каждая нация имеет свой характер, и что определенные черты характера закреплены за той или иной нацией. Так, американцев связывают с деловитостью, немцев - с пунктуальностью, французов - с остроумием и галантностью, русских - с открытостью, бесхитростностью, с мастерством.

Следует отметить, что вышеназванная проблема волнует как зарубежных, так и отечественных исследователей, опирающихся в дискуссиях по этому поводу на философское наследие прошлого. "Отец истории" Геродот писал, что если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные обычаи.

Геродот подчеркивал, что каждый народ убежден в том, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие. Мысль, высказанная 25 веков назад, не устарела и сегодня. В ней содержится идея, что образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями, определяемыми многими обстоятельствами, в том числе и элементами характера.

Английский философ Дэвид Юм в "Трактате о человеческой природе" писал: "Там, где некоторое количество людей объединяются в политическую структуру, обстоятельства заставляют их часто вступать в контакты друг с другом - по вопросам обороны, торговли, управления, что, при наличии общего языка, должно привести к появлению сходства в манерах, а также общего, или рационального характера в сочетании с индивидуальным. Хотя природа порождает все виды характера и понимания в изобилии, это не означает, что они присутствуют в одинаковых пропорциях и что в каждом обществе элементы работоспособности и лени, доблести и коварства, ума и глупости смешаны единым образом. Если на заре развития общества можно найти преобладание одного из элементов, то это естественно приведет к преобладанию его в дальнейшей композиции и придаст оттенок национальному характеру".

Д. Юм указывал на причины, формирующие национальный характер, в числе этих причин он называл социальные (иначе "моральные") и "физические", под последними он понимал "те качества воздуха и климата, которые бессознательно влияют на нрав, изменяя тон и привычки тела и создавая особый вид, который путем рефлексии и осмысления может победить прежний и преобладать у большинства человечества и влиять на его манеры".

И. Кант в статье "О национальных характерах, поскольку они основываются на различии чувств возвышенного и прекрасного" выделил некоторые черты национального характера итальянцев, французов, англичан, испанцев.

О немцах И. Кант писал: "Он более любезен в обращении, чем первый и, хотя и не носит в общество столь же приятной живости и остроумия, как француз, однако проявляет больше скромности и рассудительности. Как во всякого рода чувствах, так и в любви, он довольно методичен. Поэтому для него имеют большое значение семья, титул и ранг, как в гражданских делах, так и в любви".

Научно-аналитический обзор проблемы национального характера был проведен Аскоченским Д. М. по общеакадемической программе "Человек, наука, общество: комплексные исследования". Он отмечает, что исследователями теорий национального характера являются голландские ученые Х. Дюйкер и Н. Фрийд , американские исследователи Лернер, Бенедикт, Харди.

Голландские авторы Х. Дюйкер и Н. Фрийд существующие теории национального характера разделили на две группы - ориентированные на личность и ориентированные на культуру. В теории первой группы понятие национального характера определяется особенностями общих психологических черт индивидов, составляющих нацию.

Х. Дюйкер и Н. Фрийд отмечают: "Все люди, принадлежащие к определенной нации, имеют сходство в определенных аспектах и в то же время отличаются чем-то в этих аспектах от людей, принадлежащих к другим нациям... Особенности, которыми они обладают, каким-то образом обусловливаются тем фактором, что они являются гражданами данного национального сообщества, и эти особенности могут быть описаны бытовым или литературным языком". В этом определении констатируется наличие феномена национального характера.

А. Инкелес и Д. Дж. Левинсон анализируют социокультурные системы как определяющие структурные компоненты национального характера. На формирование национального характера оказывают воздействие не только социокультурная среда, но и другие факторы, в том числе враждебное или дружественное окружение государства, структура государственных институтов и власти и т. п.

А. Кардингер и Р. Линтон определяют национальный характер как базовую структуру личности, подчеркивая при этом, что базовая структура личности соотносится с культурой, в отличие от модальной личности, которая соотносится с обществом. А культура выступает как способ бытия человека в мире, она приближает человека к намеченной цели, позволяет личности конструировать саму себя, конструировать и свой образ жизни. Поэтому содержание базовой структуры личности, как отмечает Д. М. Аскоченский , может меняться от культуры к культуре под воздействием адаптивных механизмов и вследствие непосредственного развития общества.

В исследованиях американских ученых Лернера, Бенедикта, Харди теория национального характера сводится к психологизированному учению о национальной культуре. Эти ученые рассматривают национальную культуру и национальный характер как тесно связанные понятия, влияющие друг на друга.

В определении понятия национального характера в зарубежных исследованиях пользуются теорией "духа народа". Согласно этой теории "дух народа" - это интеллект специфического сегмента населения. Французский психолог Фойе считает, что характер нации определяется характером элиты. Иначе элита является выразителем национального характера, без нее у нации не было бы истории.

Об "общем духе" народа писал в свое время Шарль Монтескье : "Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, обычаи, как результат всего этого образуется общий дух народа".

Проблема национального характера интересовала русскую императрицу Екатерину II . Она отметила, что вера, климат, законы, правила, принятые от Правительства, примеры дел прошедших, нравы, обычаи "рождают общее в народе умствование, с оными сообразуемое".

В отечественной литературе проблема национального характера поставлена в трудах Н. Бердяева, Н. Лосского, И. Ильина, В. Соловьева, Н. Гумилева, в произведениях Л. Толстого и Ф.Достоевского .

О "пейзаже души" русского человека много рассуждал Н. Бердяев . Философ неоднократно отмечал, что "пейзаж души" русского человека напоминает пейзаж той земли, на которой она формировалась: та же необъятность, отсутствие каких-либо пределов, устремленность в бесконечное. Этот "природно-языческий" элемент стал отличительной особенностью русского христианства и придал характеру русского человека, православному в своей основе, такие черты, как "приверженность к определенной идее, готовность нести во имя нее страдания и жертвы, напряженный максимализм, тяготение к трансцендентному, вечности, иному миру".

"Дух" народа коми описан П. Сорокиным в автобиографии "Дальняя дорога". П. Сорокин отмечает: "Общинные мораль и нравы коми основывались на обычаях золотого века, десяти заповедях и взаимопомощи. Эти нравственные принципы рассматривались как данные свыше, безусловно, обязательные и императивные. В качестве таковых они составляли основу человеческих взаимоотношений не на словах, а на деле. То же самое можно сказать и о законе крестьянской общины. Нормы общинного права зафиксированы не столько на бумаге, сколько в сердцах и образе жизни моих земляков. Они соблюдали эти нормы как глубоко внутренне "категорические императивы", а вовсе не из страха наказания".

Русский философ И. А. Ильин в книге "Путь духовного обновления", рассуждая о патриотизме, подчеркивает, что любовь к Родине есть приверженность духу народа, его национальному характеру, религиозному и нравственному облику, являющимся воплощением Бога. В число элементов национального духа И. А. Ильин относит язык, песню, молитву, сказку, поэзию, житие святых и героев, историю. По его мнению, "постигнуть дух других народов может только тот, кто утвердил себя в духе своего народа".


runicheskie-kamni-cerkvi-staroj-uppsali.html
rus-iznachalnaya-2-stranica-3.html
rus-v-period-feodalnoj-razdroblennosti-i-tataro-mongolskoe-igo.html
rusprodsoyuz-da-professionalizmu-net-populizmu-gastronomiya-bakaleya-4-2011.html
russia-is-my-motherland.html
russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii-sedmoe-soveshanie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/setevie-operacionnie-sistemi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-etom-razdele-oboznacheni-voprosi-v-kotorih-mi-ne-razobralis-7-volk-i-struktura-rusi-ordi.html
  • reading.bystrickaya.ru/lezvie-britvi-stranica-6.html
  • college.bystrickaya.ru/1-3s-s-k-1-48-11-eeiih-i-raiizgi-ieliks-r-paturi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/telegramma-sekretarya-ck-kpb-u-s-kosiora-skij-universitet-p-t-firov-ukrainskaya-tragediya-1932-1933-gg-sobitiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/strategya-marketingu-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebno-issledovatelskoj-i-proektnoj-deyatelnosti-na-stupeni-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-verb-in-the-indicative-mood-in-one-of-the-present-tenses-expresses-a-real-condition-and-a-real-consequence.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalog-na-imushestvo-predpriyatij-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-dlya-gosudarstvennih-universitetov-specialnost-0702-istoriya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-8-11-fevralya-2011-g-petropavlovsk-kamchatskij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/situacionnie-harakteristiki-svyazani-s-razmerom-gruppi-ee-prostranstvennim-raspolozheniem-zadachami-reshaemimi-gruppoj-i-sistemoj-voznagrazhdeniya-primenyaemoj-v-gruppe.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voenno-patrioticheskoe-v-ospitanie-uchashihsya-v-siverskoj-gimnazii.html
  • control.bystrickaya.ru/e-e-nosenko-predstavleniya-evreev-o-demonah-zlih-duhah-i-prochej-nechistoj-sile-ih-genezis-evolyuciya-i-nekotorie-osobennosti-v-sefardskih-i-vostochnih-obshinah-stranica-4.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vtoraya-ezhegodnaya-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-mirovaya-ekonomika-razvitie-rinochnih-institutov-22-marta-2005-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/u-otdela-vooruzheniya-tri-osnovnie-zadachi-pervaya-snabzhat-organi-i-podrazdeleniya-vnutrennih-del-oruzhiem-boepripasami-specsredstvami-bronezhiletami-voenno.html
  • lesson.bystrickaya.ru/professionalnoe-psihoterapevticheskoe-kredo-soderzhanie-ponyatiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-202-frunzenskogo-r-na.html
  • college.bystrickaya.ru/3-svedeniya-poluchennie-v-rezultate-posesheniya-filtracionnih-punktov-i-sledstvennih-izolyatorov.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-stranica-14.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-issledovaniya-nlo-chast-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-chlenov-obedineniya-proizvoditelej-zheleznodorozhnoj-tehniki.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-v-8-klasse-rabochaya-programma-po-kursu-okruzhayushij-mir-dlya-4-klassa-uchitelya-biologii-i-himii.html
  • literature.bystrickaya.ru/bs-v15ocenka-i-obzor-statya-35-russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-specialnosti-ultrazvukovaya-diagnostika-minsk-belmapo.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predislovie-stranica-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-metodi-diagnostiki-i-lecheniya-kozhnih-boleznej-i-infekcij-peredavaemih-polovim-putem.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-koncepciya-inklyuzivnogo-detskogo-sada-t-p-medvedeva-vozmozhnosti-integracii-dlya-detej-raznogo-vozrasta.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchitelya-anglijskogo-yazika-tkachenko.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-avtora-pervichnie-padezhnie-formi-1-23.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vse-na-chem-vi-fokusiruetes-dostatochno-dolgoe-vremya-stanovitsya-pravdoj-eto-zakon.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-rostovskoj-oblasti-v-dtp-s-uchastiem-avtobusa-postradali-3-cheloveka-v-tom-chisle-rebenok-internet-resurs-yugregionru-29082011.html
  • literatura.bystrickaya.ru/risk-kak-ekonomicheskaya-kategoriya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xi-b-l-smirnov-ashhabad-1978-g-izdatelstvo-ilim.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-21-dekabrya-2009-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.