.RU

Отечественная педагогика до 18 в

Содержание

Педагогика как наука.................................................................................................................... 2

Возникновение и развитие педагогики в России до XVIII века........................................... 3

1. Педагогика и воспитание в период с первобытнообщинного строя до VI века...... 3

2. Преобразования русских князей в области образования............................................. 4

3. Деятельность «мастеров грамоты».................................................................................... 6

4. Воспитание и образование в России после отражения нападений иностранных интервентов........................................................................................................................................................ 7

5. Славяно-греко-латинская академия.................................................................................. 9

6. Преобразования Петра I в области педагогики............................................................ 10

7. Великий русский ученый – М.В. Ломоносов................................................................ 12

Труд – основа воспитания......................................................................................................... 14

Список литературы..................................................................................................................... 16

Педагогика как наука

Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями педагогики. являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение.

Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином "воспитание в широком смысле", понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. Собственно воспитание является центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по формированию всесторонне развитого человека (преимущественно в специально созданных обществом учреждениях и организациях). В понятии "воспитание" обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое расчленение имеет в значительной степени условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом). Под образованием понимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает в конечном счёте определённый уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. По уровню и объёму содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним или высшим. Неотъемлемой частью общего образования является политехническое образование.

Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков - учение. Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), и использует их теоретические положения, исследовательские методы, а также результаты конкретных исследований.

Огромное значение имеет изучение истории педагогики. Прогрессивными педагогами и мыслителями прошлого было выдвинуто немало плодотворных педагогических идей; их критическое изучение способствует развитию педагогического мышления, повышению педагогической культуры, предостерегает от узкоутилитарного, рецептурного подхода к вопросам педагогической теории и практики.

Возникновение и развитие педагогики в России до XVIII века

Характерной особенностью изучения отечественного педагогического наследия было то, что вплоть до XX века здесь господствовали представления о низком культурном состоянии Руси, которое своими реформами стал преодолевать только Петр I. Те же представления были и об образовании. В подтверждение этих слов достаточно сослаться на одного из самых известных историков педагогики России конца ХIХ — начала XX вв. П.Ф. Каптерева, весь труд которого служит, кажется, только одной идее, доказать, что никакого се­рьезного образования и педагогики в России вплоть до конца ХIХ в. не было, более того никакого воспитания и образования русский народ самостоятельно создать не мог, а потому, будучи не в состоянии создать самостоятельную систему воспитания, заимствовал ее у своих соседей.

Меж тем современные наши знания по этой теме говорят об обратном.

1. Педагогика и воспитание в период с первобытнообщинного строя до VI века

Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков.

Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет—женщинами, а затем мальчики и юноши—мужчинами, а девочки и девушки—женщинами. Имеются основания полагать, что у древних славян, как и у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежное деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.

С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучение детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.

Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и рёзами», т.е. своеобразным вариантом пиктографического письма.

2. Преобразования русских князей в области образования

Создание мощного политического союза, объединившего под властью киевских князей многочисленные племена, расселившиеся на огромной территории от Карпатских гор до Урала и от Черного до Белого моря, создало благоприятные условия для развития в Киевском государстве высокой культуры, просвещения, новых форм воспитания и обучения.

Процессу укрепления классовых отношений и феодализации Руси способствовало осуществленное киевскими князьями в 988 году крещение населения. Христианство, воспринятое из Византии и превращенное в государственную религию, явилось важнейшим идеологическим средством утверждения феодального строя.

Огромное значение для развития культуры и просвещения имело дальнейшее укрепление тесных связей с Византией, которая была наследницей античной культуры.

Для дальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения важное значение имело введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового греческого алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Близость новой азбуки к речи восточных славян способствовала усилению языковой общности единой древнерусской народности и развитию литературы и языка. Все это имело огромное педагогическое значение, позволяло организовать обучение грамоте на родном языке, использовать в воспитании детей произведения устного народного творчества.

Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (главнымобразом из среды дружинников) и «даяти нача на учение книжное». Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XIII веке также было учреждено женское училище. На основании этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в Х—XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники».

Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению.


teoriya-politicheskih-reshenij.html
teoriya-povedeniya-potrebitelya.html
teoriya-proishozhdeniya-igri.html
teoriya-rasprostraneniya-voln.html
teoriya-razvivayushego-obucheniya.html
teoriya-socialnoj-raboti.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-samopodgotovke-i-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-dlya-studentov-iv-kursa-zaochnogo-fakulteta-farmakognoziya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-usvoeniya-disciplini-realizaciya-rabochej-programmi-osushestvlyaetsya-s-ispolzovaniem-uchebno-metodicheskogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-discipline-setevie-tehnologii-dopolnennaya-versiya-dlya-studentov-specialnosti-050102-stranica-9.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-obshaya-trudoemkost-disciplini-sostavlyaet-2-zachetnie-edinici-1-cel-disciplini-sformirovat-u-studentov-celostnoe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazvanie-razrabotchik.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-analiz-nestrukturirovannoj-informacii-dlya-napravleniya-080500-68-biznes-informatika.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-sushnost-poryadok-otrazheniya-na-schetah-buhgalterskogo-ucheta-chast-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/profil-biologiya-annotaciya-k-programmam-disciplin-modulej-stranica-8.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anufriev-v-e-a73-buhgalterskij-uchet-osnovnih-sredstv-kapitala-i-pri-bili-ucheb-posobie-stranica-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/e-yu-selihova-deloproizvodstvo-i-arhivnoe-delo-v-bankovskoj-sfere-e-yu-selihova.html
  • reading.bystrickaya.ru/literaturnoe-chtenie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/teplovoj-raschet-dvigatelya.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-36.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-3-metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-zadanij-dlya-shkolnogo-i-municipalnogo-etapov.html
  • learn.bystrickaya.ru/fundamenti-voznesenskogo-sobora-obekti-kulturnogo-naslediya-pamyatniki-istorii-i-kulturi-regionalnogo-udmurtskoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/torgovie-puti-mezhdu-rossiej-i-kitaem-i-potoki-drevesini.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-vidi-sociologicheskih-issledovanij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-9-otdaj-dushu-za-dushu-oko-za-oko-zub-za-zub-ruku-za-ruku-nogu-za-nogu-obozhzhenie-za-obozhzhenie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materialnie-poteri-leningradskaya-organizaciya-vsesoyuznogo-dobrovolnogo-obshestva-borbi-za-trezvost-vsesoyuznoe.html
  • studies.bystrickaya.ru/logisticheskoe-upravlenie-tovarnimi-zapasami-v-apteke-chast-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-sostavleniya-smet-v-dorozhnom-stroitelstve-pech-stranica-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-dlya-uchashihsya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravila-promishlennoj-bezopasnosti-dlya-vzrivopozharoopasnih-proizvodstvennih-obektov-hraneniya-pererabotki-i-ispolzovaniya-rastitelnogo-sirya-stranica-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i43-forma-finansovogo-predlozheniya-klinicheskaya-bolnica-51-federalnogo-mediko-biologicheskogo-agentstva.html
  • letter.bystrickaya.ru/multimedijnie-tehnologii-v-obuchenii-perevodu-inostrannih-tekstov-frazeologii-i-idiomatike.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/52-koncepciya-intellektualnogo-kapitala-rozhkov-g-v-r63-genezis-innovacionnoj-ekonomiki-v-rossii-pod-red-sgeroshenkova.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klassnaya-amerika-ajrat-dimiev-oglavlenie-predislovie-glava-kak-vse-nachinalos-kaprizi-sudbi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-vzglyad-na-vostok-strani-musulmanskogo-mira-kitaj-ii-hiii-veka-istoriya-iskusstva-ernst-gombrih.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nalichie-kvalificirovannih-prepodavatelej-doklad-2010g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksandrovskij-yua-pogranichnie-psihicheskie-rasstrojstva-pri-somaticheskih-zabolevaniyah.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-arhivovedeniya-i-specialnihistoricheskih-disciplin-programma-58-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-petrozavodsk.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-n-ivanov-tajni-gibeli-civilizacij-stranica-14.html
  • znanie.bystrickaya.ru/balmanskie-vstrechi-sbornik-statej-i-materialov-posvyashyonnih-tradicionnoj-kulture-novosibirskogo-priobya-novosibirsk.html
  • writing.bystrickaya.ru/15-fevralya-2012-g-n-14-o-raschetnih-balansovih-pokazatelyah-prognoza-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-belarus-na-2012-god-stranica-2.html
  • college.bystrickaya.ru/11-struchni-tim-ukuchen-u-rad-produzhenog-boravka-aneks-shkolskog-programa-20102011-godine-sadrzha-.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.