.RU

Отечественная педагогика до 18 в

Содержание

Педагогика как наука.................................................................................................................... 2

Возникновение и развитие педагогики в России до XVIII века........................................... 3

1. Педагогика и воспитание в период с первобытнообщинного строя до VI века...... 3

2. Преобразования русских князей в области образования............................................. 4

3. Деятельность «мастеров грамоты».................................................................................... 6

4. Воспитание и образование в России после отражения нападений иностранных интервентов........................................................................................................................................................ 7

5. Славяно-греко-латинская академия.................................................................................. 9

6. Преобразования Петра I в области педагогики............................................................ 10

7. Великий русский ученый – М.В. Ломоносов................................................................ 12

Труд – основа воспитания......................................................................................................... 14

Список литературы..................................................................................................................... 16

Педагогика как наука

Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями педагогики. являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение.

Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином "воспитание в широком смысле", понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. Собственно воспитание является центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по формированию всесторонне развитого человека (преимущественно в специально созданных обществом учреждениях и организациях). В понятии "воспитание" обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое расчленение имеет в значительной степени условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом). Под образованием понимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает в конечном счёте определённый уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. По уровню и объёму содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним или высшим. Неотъемлемой частью общего образования является политехническое образование.

Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков - учение. Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), и использует их теоретические положения, исследовательские методы, а также результаты конкретных исследований.

Огромное значение имеет изучение истории педагогики. Прогрессивными педагогами и мыслителями прошлого было выдвинуто немало плодотворных педагогических идей; их критическое изучение способствует развитию педагогического мышления, повышению педагогической культуры, предостерегает от узкоутилитарного, рецептурного подхода к вопросам педагогической теории и практики.

Возникновение и развитие педагогики в России до XVIII века

Характерной особенностью изучения отечественного педагогического наследия было то, что вплоть до XX века здесь господствовали представления о низком культурном состоянии Руси, которое своими реформами стал преодолевать только Петр I. Те же представления были и об образовании. В подтверждение этих слов достаточно сослаться на одного из самых известных историков педагогики России конца ХIХ — начала XX вв. П.Ф. Каптерева, весь труд которого служит, кажется, только одной идее, доказать, что никакого се­рьезного образования и педагогики в России вплоть до конца ХIХ в. не было, более того никакого воспитания и образования русский народ самостоятельно создать не мог, а потому, будучи не в состоянии создать самостоятельную систему воспитания, заимствовал ее у своих соседей.

Меж тем современные наши знания по этой теме говорят об обратном.

1. Педагогика и воспитание в период с первобытнообщинного строя до VI века

Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков.

Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет—женщинами, а затем мальчики и юноши—мужчинами, а девочки и девушки—женщинами. Имеются основания полагать, что у древних славян, как и у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежное деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.

С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучение детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.

Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и рёзами», т.е. своеобразным вариантом пиктографического письма.

2. Преобразования русских князей в области образования

Создание мощного политического союза, объединившего под властью киевских князей многочисленные племена, расселившиеся на огромной территории от Карпатских гор до Урала и от Черного до Белого моря, создало благоприятные условия для развития в Киевском государстве высокой культуры, просвещения, новых форм воспитания и обучения.

Процессу укрепления классовых отношений и феодализации Руси способствовало осуществленное киевскими князьями в 988 году крещение населения. Христианство, воспринятое из Византии и превращенное в государственную религию, явилось важнейшим идеологическим средством утверждения феодального строя.

Огромное значение для развития культуры и просвещения имело дальнейшее укрепление тесных связей с Византией, которая была наследницей античной культуры.

Для дальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения важное значение имело введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового греческого алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Близость новой азбуки к речи восточных славян способствовала усилению языковой общности единой древнерусской народности и развитию литературы и языка. Все это имело огромное педагогическое значение, позволяло организовать обучение грамоте на родном языке, использовать в воспитании детей произведения устного народного творчества.

Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (главнымобразом из среды дружинников) и «даяти нача на учение книжное». Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XIII веке также было учреждено женское училище. На основании этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в Х—XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники».

Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению.


teoriya-politicheskih-reshenij.html
teoriya-povedeniya-potrebitelya.html
teoriya-proishozhdeniya-igri.html
teoriya-rasprostraneniya-voln.html
teoriya-razvivayushego-obucheniya.html
teoriya-socialnoj-raboti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-zadaniya-i-metodicheskie-rekomendacii-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-po-razdelu-istoriya-pervobitnogo-obshestva-kursa-istoriya-drevnego-mira.html
  • bukva.bystrickaya.ru/o-m-makarova-samarskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • college.bystrickaya.ru/24-organizaciya-i-provedenie-konkursov-shkolnih-pismennih-tvorcheskih-rabot-na-temu-perepisi-2010-konkursi-shkolnih-sochinenij.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-v-kursa.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-lekcij-i-zanyatij-6-kursa-mediko-profilakticheskogo-fakulteta-na-vesennij-semestr-2010-2011-uchebnogo-goda-ponedelnik.html
  • znanie.bystrickaya.ru/58-intoksikaciya-ftorom-i-ego-neorganicheskimi-soedineniyami-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/olimpiada-po-russkomu-yaziku.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-stihii-podgotovilis-gazeta-rossijskaya-gazeta-nedelya-22032012-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-22-marta-2012-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/puti-povisheniya-effektivnosti-marketingovih-issledovanij.html
  • credit.bystrickaya.ru/oformlenie-soderzhaniya-metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-k-itogovomu-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-i-napisaniyu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vsemirnaya-istoriya-xx-vek-uchebnik-dlya-shkolnikov-1011-klassov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-sovershenstvovanii-sistemi-obrazovaniya-i-sohraneniya-samobitnih-korennih-malochislennih-narodov-severa.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-diplomatiya-10.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyattya-problemi-ta-perspektivi-rozvitku-serednh-mst-ukrani.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-lazernoe-lechenie-glaukomi-rukovodstvo-po-glaukome-putevoditel-dlya-poliklinicheskih-vrachej.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zvukovoj-lokator.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soveti-odnoj-matushki-kak-obresti-krepkuyu-veru-v-boga.html
  • klass.bystrickaya.ru/autogennaya-trenirovka-kak-aktivnij-metod-psihoterapii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/u-belogo-ozera.html
  • lecture.bystrickaya.ru/71-dengi-ih-funkcii-i-rol-v-ekonomike-tema-1-18-vedenie-v-makroekonomiku-sistema-nacionalnih-schetov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris-36-formati-kadrov-ethernet-kadr-raw-8023novell-8023-3-tehnologiya-ethernet-802-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/period-tridcatiletnej-vojni-kniga-na-sajte.html
  • control.bystrickaya.ru/dumi-o-nebe-detstva-publikuetsya-po-knige-omurkulov-kadir-ston-lednika-publicistika-i-proza-b-shuru-2004-264-str.html
  • literatura.bystrickaya.ru/robocha-programa-metodichn-vkazvki-ta-kontroln-zavdannya-do-vivchennya-disciplni-poltologya-dlya-studentv-ush-specalnostej-zaochno-ta-bezvdrivno-form-navchannya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-v-tyurina-moskovskaya-medicinskaya-akademiya-im-i-m-sechenova-moskva-statya-opublikovana-v-zhurnale-problemi-standartizacii-v-zdravoohranenii-vipusk-10-2004.html
  • tests.bystrickaya.ru/lishenie-svobodi-chast-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-gosudarstvennoj-finansovoj-politiki-rossijskoj-federacii-i-mehanizm-ih-realizacii-na-sovremenno-etape.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-voprosu-ob-ispolzovanii-rodnogo-yazika.html
  • shpora.bystrickaya.ru/youth-values-orientation-dynamics-in-conditions-of-social-and-economic-changes-akademicheskaya-premiya-im-s-l-rubinshtejna-za-2005-god-5.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-studentov-syllabus-po-discipline-istoriografiya-istorii-kazahstana-dlya-specialnosti-050114-istoriya-dnevnoj-formi-obucheniya-vsego-2-kredit.html
  • tests.bystrickaya.ru/knigi-relefno-tochechnogo-shrifta-informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-specialnih-formatov-permskoj.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-organizaciya-sekretarskogo-obsluzhivaniya-otnositsya-k-ciklu-disciplin-specializacii-specialnosti-dokumentovedenie-i-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-predmet-kursa.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-prinyato.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iv-arhimandrit-rafail-karelin.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.