.RU

Отечественная педагогика до 18 в

Содержание

Педагогика как наука.................................................................................................................... 2

Возникновение и развитие педагогики в России до XVIII века........................................... 3

1. Педагогика и воспитание в период с первобытнообщинного строя до VI века...... 3

2. Преобразования русских князей в области образования............................................. 4

3. Деятельность «мастеров грамоты».................................................................................... 6

4. Воспитание и образование в России после отражения нападений иностранных интервентов........................................................................................................................................................ 7

5. Славяно-греко-латинская академия.................................................................................. 9

6. Преобразования Петра I в области педагогики............................................................ 10

7. Великий русский ученый – М.В. Ломоносов................................................................ 12

Труд – основа воспитания......................................................................................................... 14

Список литературы..................................................................................................................... 16

Педагогика как наука

Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями педагогики. являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение.

Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином "воспитание в широком смысле", понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. Собственно воспитание является центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по формированию всесторонне развитого человека (преимущественно в специально созданных обществом учреждениях и организациях). В понятии "воспитание" обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое расчленение имеет в значительной степени условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом). Под образованием понимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает в конечном счёте определённый уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. По уровню и объёму содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним или высшим. Неотъемлемой частью общего образования является политехническое образование.

Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков - учение. Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), и использует их теоретические положения, исследовательские методы, а также результаты конкретных исследований.

Огромное значение имеет изучение истории педагогики. Прогрессивными педагогами и мыслителями прошлого было выдвинуто немало плодотворных педагогических идей; их критическое изучение способствует развитию педагогического мышления, повышению педагогической культуры, предостерегает от узкоутилитарного, рецептурного подхода к вопросам педагогической теории и практики.

Возникновение и развитие педагогики в России до XVIII века

Характерной особенностью изучения отечественного педагогического наследия было то, что вплоть до XX века здесь господствовали представления о низком культурном состоянии Руси, которое своими реформами стал преодолевать только Петр I. Те же представления были и об образовании. В подтверждение этих слов достаточно сослаться на одного из самых известных историков педагогики России конца ХIХ — начала XX вв. П.Ф. Каптерева, весь труд которого служит, кажется, только одной идее, доказать, что никакого се­рьезного образования и педагогики в России вплоть до конца ХIХ в. не было, более того никакого воспитания и образования русский народ самостоятельно создать не мог, а потому, будучи не в состоянии создать самостоятельную систему воспитания, заимствовал ее у своих соседей.

Меж тем современные наши знания по этой теме говорят об обратном.

1. Педагогика и воспитание в период с первобытнообщинного строя до VI века

Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков.

Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет—женщинами, а затем мальчики и юноши—мужчинами, а девочки и девушки—женщинами. Имеются основания полагать, что у древних славян, как и у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежное деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.

С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучение детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.

Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и рёзами», т.е. своеобразным вариантом пиктографического письма.

2. Преобразования русских князей в области образования

Создание мощного политического союза, объединившего под властью киевских князей многочисленные племена, расселившиеся на огромной территории от Карпатских гор до Урала и от Черного до Белого моря, создало благоприятные условия для развития в Киевском государстве высокой культуры, просвещения, новых форм воспитания и обучения.

Процессу укрепления классовых отношений и феодализации Руси способствовало осуществленное киевскими князьями в 988 году крещение населения. Христианство, воспринятое из Византии и превращенное в государственную религию, явилось важнейшим идеологическим средством утверждения феодального строя.

Огромное значение для развития культуры и просвещения имело дальнейшее укрепление тесных связей с Византией, которая была наследницей античной культуры.

Для дальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения важное значение имело введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового греческого алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Близость новой азбуки к речи восточных славян способствовала усилению языковой общности единой древнерусской народности и развитию литературы и языка. Все это имело огромное педагогическое значение, позволяло организовать обучение грамоте на родном языке, использовать в воспитании детей произведения устного народного творчества.

Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (главнымобразом из среды дружинников) и «даяти нача на учение книжное». Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XIII веке также было учреждено женское училище. На основании этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в Х—XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники».

Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению.


teoriya-politicheskih-reshenij.html
teoriya-povedeniya-potrebitelya.html
teoriya-proishozhdeniya-igri.html
teoriya-rasprostraneniya-voln.html
teoriya-razvivayushego-obucheniya.html
teoriya-socialnoj-raboti.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-o-temperamente-11-temperament-i-ego-svojstva-psihologiya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-naimenovanie-obekta-g-mcensk-odin-iz-starinnih-gorodov-orlovskoj-oblasti-vpervie-on-upominaetsya-v-nikonovskoj.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-finalistov-premii-bolshaya-kniga-po-tradicii-obyavili-v-demonstracionnom-zale-guma-v-kupecheskih-apartamentah-s-roskoshnim-vidom-na-krasnuyu-ploshad.html
  • universitet.bystrickaya.ru/taksometr-avtomobilnij-elektronnij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/intermediya-sobranie-gejman-nil-kniga-kladbish-lyubitelskij-perevod.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-hudozhestvennaya-obrabotka-materialov-dlya-detej-10-16let.html
  • control.bystrickaya.ru/doktor-filosofskih-nauk-professor-km-oganyan-i-p-volkov-zam-glavnogo-redaktora.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/molodezh-v-nauke.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-o-deyatelnosti-departamenta-rosprirodnadzora-po-dalnevostochnomu-federalnomu-okrugu-svyazannoj-s-vidachej-razreshenij-po-sostoyaniyu-s-01-01-2011-g-po-11-11-2011-g-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-metodov-nablyudeniya-massovogo-oprosa-kontent-analiza-v-issledovaniyah-smi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voennij-byudzhet-rossii-na-2009-2011-gg-budet-peresmotren-boris-grizlov-tv-4-ntv-segodnya-09-09-2008-vinnik-elena-13-00-4-radio-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogicheskij-stil-roditelej-posobie-po-rabote-s-roditelyami-dlya-shkoli-kazan-2007-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-uvazheniem-direktor-markconect-s-a-trocyuk-aleksandr-petrovich-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/izobretenie-kolesa-dzhon-chan-nastoyashij-virtuoz-v-upravlenii-zhiznennoj-energiej-ci.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennie-vzglyadi-na-patogenez-i-lechenie-mercatelnoj-aritmii.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-banki-zashlyut-kontrolerov-komsomolskaya-pravda-zyuzyaev-aleksandr-17122008-189-str-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/opornie-konspekti-lekcij-i-glossarij-disciplina-administrativnoe-pravo-ukrupnennaya-gruppa-03-0000-gumanitarnie-nauki.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-po-teme-solnce-i-zemlya.html
  • studies.bystrickaya.ru/geni-genialnosti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/patologiya.html
  • composition.bystrickaya.ru/pismo-rossporta-ot-21-03-2008-yua-02-07912-rukovoditelyam-glav-administracij-organov-ispolnitelnoj-vlasti-subektov-rossijskoj-federacii.html
  • learn.bystrickaya.ru/evolyucionno-geneticheskie-mehanizmi-razvitiya-mirovoj-ekonomiki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/26-marta-2010-g-pyatnica-plan-provedeniya-nauchnih-konferencij-chtenij-olimpiad-bajkalskogo-gosudarstvennogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenka-predprinimatelskoj-deyatelnosti-predpriyatiya-ooo-oberon-chast-14.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-gse-estetika-dlya-studentov-specialnosti-070601-dizajn-graficheskij-dizajn-napravleniya-070600-dizajn.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnie-proekti-mts-2011-v-orlovskoj-oblasti-centralnaya-pressa-25-popechiteli-obespechili-detej-sirot-novogodnimi-podarkami-25.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-normativno-pravovogo-obespecheniya-i-viyavlenie-nedostatkov-prepyatstvuyushih-uspeshnomu-razvitiyu-malogo-predprinimatelstvu-v-rf-chast-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/fonon-kvant-biologicheskoj-kletochnoj-membrani.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-diplomatiya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-2-ezhelg-grek-mdenietn-erekshelkter.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhasandi-intellekt-zhjeler-pnn-oitu-dstemelk-keshen-5v060200-informatika-mamandiina-arnalan.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-7-perspektivnie-napravleniya-razvitiya-ob-utverzhdenii-programmi-razvitiya-promishlennosti-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/svyaz-kompyutera-s-periferijnim-ustrojstvom-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/utverdit-plan-meropriyatij-sostav-organizacionnogo-komiteta-po-provedeniyu-mesyachnika-po-voenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-grazhdan-oboronno-massovoj-i-sportivnoj-raboti-prilozheniya-1-2-.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-prinyata-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.