.RU

Психология Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента

г.Пятигорск, 2000. Барчуков Евгений

Роль психологической службы в развитии мотивационной сферы студента.

I. Актуальность этой проблемы очень значима. Целью нашего исследования был анализ и изучение мотивационной сферы студентов в период обучения.

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

II. Исследование проводилось на базе Пятигорского государственного лингвистического университета. Были исследованы студенты I-го курса, факультета английского языка и психологии. Выборка составила 73 человека (№ девушек, № юношей). Возрастной состав испытуемых 16-18 лет. Время проведения – октябрь 1999 год.

Использовались методики по изучению мотивов деятельности, тест Лири, тест «Смысло-жизненных ориентаций (СЖО)», методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)».

III. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что для студенческого возраста характерно стремление к достижению высокого положения в обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена довольно сильна. Очень важными являются все аспекты человеческих взаимоотношений. Многие их поступки определяются потребностью в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с окружающими. В деятельности для многих студентов важен не сам процесс, а непосредственно результат.

Также выявлено, что у студентов I-го курса отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов I-го курса является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями, отношения в семье.

· Материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов.

· Для студентов характерна высокая потребность в достижениях (до 60%), т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.

· Большое количество студентов (от 60% до 79%) имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.

· Профессиональная же сфера для большинства студентов еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями.


Психологическая служба сопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается, прежде всего, с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного развития и деятельности.

Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать направление других видов психологического сопровождения учебного процесса, но и изучать некоторые феномены личностного развития студента.

Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях. При этом, как писал Х.Хекхаузен, «едва ли найдется другая такая же необозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации[1] ».

Проведенный анализ показал:

1.Понятие мотив является основным в исследованиях мотивационной сферы субъекта, проводимых с разных теоретических позиций.

2.Базовые понятия мотив и мотивация используется в разных смыслах; проблема мотивации не имеет однозначного решения.

3.Понятие мотив служит своеобразным теоретическим мостиком, объединяющие разные исследования мотивационной сферы.

4.Мнения авторов в определении мотива расходятся: этим термином обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели и идеалы и т.п., получившие в литературе название мотивационных переменных или компонентов.

5.Компоненты мотивационной сферы выступают субъективными формами существования, как друг друга, так и собственно мотива, достаточно тесно взаимообусловленными в своих проявлениях и развитии в деятельности.

6.Мотивационная сфера рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое динамическое образование.

7.Мотивационная сфера как психологическое образование проявляется в постоянном движении, развитии входящих в нее компонентов и их соотношений.

Главная задача психологической службы в вузе - помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в вузе; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки

Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека,


[1] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Под ред. Б.М.Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986. с.9


podvodnaya-lodka-minoga.html
podvodnie-kamni-brendinga.html
podvodnie-lodki-ob-gerna.html
podvodnie-lodki-tipa-karp.html
podvodnie-lodki-tipa-som.html
podzemnie-inzhenernie-seti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-obshaya-harakteristika-informacionno-analiticheskoj-raboti-uchebno-metodicheskoe-posobie-habarovsk-2008-udk-159.html
  • education.bystrickaya.ru/25-30-sentyabrya-knigi-holmsa-v-v-pchelovod-poslednij-gambit.html
  • college.bystrickaya.ru/1147-mi-kuzmin-kruteckij-dbdegterev-dv-mazurenko-2009-dobricina-anna-alekseevna-aspirant-tel-rab.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kruzhka-volshebnij-mir-origami-1-4-klass-razrabotchik-programmi-marushak-o-v-uchitel-nachalnih-klassov.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-190600.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/netware-vstrechaetsya-s-linux-chast-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-sravnitelnij-analiz-cvetooboznachenij-v-russkoj-i-nemeckoj-frazeologii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskazchika-p-a-grineva-v-raznie-periodi-zhizni.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/1chz-2f1-1f4-byulleten-novih-postuplenij-mart-2010-goda.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/makeeva-i-m-vosstanovlenie-zubov-svetootverzhdaemimi-kompozitnimi-materialami-praktich-ruk-vo-i-m-makeeva-a-i-nikolaev.html
  • composition.bystrickaya.ru/opornij-skelet-lichnosti-chast-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-pr-konsultanti-uchebnik-dlya-mnogih-uchebnih-zavedenij-posle-smerti-dzhefkinsa-knigu-dorabatival-d-yadin.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialnaya-rabota-stranica-5.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-opredelenie-prohodnogo-balla-uchebnoe-posobie-po-discipline-metodi-i-metodika-otbora-i-nabora-personala-specialnost.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akcentologicheskie-normi-metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-kursa-dlya-studentov-nefilologicheskih-specialnostej-zaochnoj.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-hozyajstvennih-obshestv-v-rf.html
  • credit.bystrickaya.ru/otdel-obrazovaniya-i-molodezhnoj-politiki-administracii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-33-istoriya-princa-s-drugogo-foruma-garri-potter-i-dari-smerti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arhitektura-sankt-peterburga-leningrad-do-velikoj-otechestvennoj-vojni-chast-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-kemerovo-2007-udk.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-matematika.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-universitet-a-azimov-soobshestvo-na-krayu.html
  • education.bystrickaya.ru/4-izobrazitelnoe-iskusstvo-epohi-vozrozhdeniya-italiya-niderlandi-germaniya-istoriya-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arhitekturi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/porodi-loshadej.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-inostrannogo-investirovaniya-v-ukraine.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-yunij-hudozhnik.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-etapi-resheniya-zadach-na-evm-algoritmizaciya-osnovnie-ponyatiya-blok-shemi-4-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regulirovanie-pogodi-nevidimaya-ruka.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-rezultatah-deyatelnosti-za-2011-2012uchebnij-god.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekosociologiya-sociologiya-i-obshestvo-puti-vzaimodejstviya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostaviteli-l-krol-e-purtova-stranica-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dengi-kredit-banki-nazvanie.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-predsedatelya-pravleniya-ooo-kber-bank-kazani.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-23.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-doklad-polozhenie-molodezhi-v-respublike-tiva-v-2011-godu-vvedenie-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.