.RU

Психология Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента

г.Пятигорск, 2000. Барчуков Евгений

Роль психологической службы в развитии мотивационной сферы студента.

I. Актуальность этой проблемы очень значима. Целью нашего исследования был анализ и изучение мотивационной сферы студентов в период обучения.

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

II. Исследование проводилось на базе Пятигорского государственного лингвистического университета. Были исследованы студенты I-го курса, факультета английского языка и психологии. Выборка составила 73 человека (№ девушек, № юношей). Возрастной состав испытуемых 16-18 лет. Время проведения – октябрь 1999 год.

Использовались методики по изучению мотивов деятельности, тест Лири, тест «Смысло-жизненных ориентаций (СЖО)», методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)».

III. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что для студенческого возраста характерно стремление к достижению высокого положения в обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена довольно сильна. Очень важными являются все аспекты человеческих взаимоотношений. Многие их поступки определяются потребностью в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с окружающими. В деятельности для многих студентов важен не сам процесс, а непосредственно результат.

Также выявлено, что у студентов I-го курса отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов I-го курса является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями, отношения в семье.

· Материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов.

· Для студентов характерна высокая потребность в достижениях (до 60%), т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.

· Большое количество студентов (от 60% до 79%) имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.

· Профессиональная же сфера для большинства студентов еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями.


Психологическая служба сопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается, прежде всего, с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного развития и деятельности.

Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать направление других видов психологического сопровождения учебного процесса, но и изучать некоторые феномены личностного развития студента.

Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях. При этом, как писал Х.Хекхаузен, «едва ли найдется другая такая же необозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации[1] ».

Проведенный анализ показал:

1.Понятие мотив является основным в исследованиях мотивационной сферы субъекта, проводимых с разных теоретических позиций.

2.Базовые понятия мотив и мотивация используется в разных смыслах; проблема мотивации не имеет однозначного решения.

3.Понятие мотив служит своеобразным теоретическим мостиком, объединяющие разные исследования мотивационной сферы.

4.Мнения авторов в определении мотива расходятся: этим термином обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели и идеалы и т.п., получившие в литературе название мотивационных переменных или компонентов.

5.Компоненты мотивационной сферы выступают субъективными формами существования, как друг друга, так и собственно мотива, достаточно тесно взаимообусловленными в своих проявлениях и развитии в деятельности.

6.Мотивационная сфера рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое динамическое образование.

7.Мотивационная сфера как психологическое образование проявляется в постоянном движении, развитии входящих в нее компонентов и их соотношений.

Главная задача психологической службы в вузе - помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в вузе; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки

Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека,


[1] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Под ред. Б.М.Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986. с.9


podvodnaya-lodka-minoga.html
podvodnie-kamni-brendinga.html
podvodnie-lodki-ob-gerna.html
podvodnie-lodki-tipa-karp.html
podvodnie-lodki-tipa-som.html
podzemnie-inzhenernie-seti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-astronomii-na-temu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/asphaltech-cola-standard-asfalt-lazernaya-svarka.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-opredeleniyu-velichini-nakladnih-rashodov-i-smetnoj-pribili-v-smetnoj-dokumentacii-pri-restavracii.html
  • klass.bystrickaya.ru/administracii-municipalnogo-obrazovaniya-priuralskij-rajon-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • school.bystrickaya.ru/chyornie-diri.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vidi-dokazatelstv-chast-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razreshenie-kollektivnih-trudovih-sporov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-soprovozhdeniya-uchitelya-zadachi-viyavlenie-i-razvitie-tvorcheskogo-potenciala-lichnosti-uchitelya-s-uchetom.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovi-teorii-vihrevoj-gravitacii-i-stroeniya-vselennoj.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-4-principi-federativnogo-ustrojstva-rossijskoj-federacii-rabochaya-uchebnaya-programma-uchebnaya-disciplina-pravovie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchet-o-rezultatah-raboti-v-2011-2012-uchebnom-godu-obsh-k-vo-uch-sya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-yazikovoj-lichnosti-starsheklassnikov-v-processe-obucheniya-ponimaniyu-teksta-i-ego-obraznosti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/banki-i-bankovskaya-sistema-rf-i-ssha.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-12-tretij-stolp-veri-storozhevoj-bashni-porublev-n-v-organizaciya-svidetelej-iegovi-v-svete-istorii-i-ucheniya-biblii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-opisanie-laboratornoj-ustanovki-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-vichislitelnaya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pravila-chelovechnosti-o-roditelyah-i-vospitanii-deti-uchatsya-na-primere-sobstvennoj-zhizni-pochemu-ya-vibirayu-moego-otca-svoim-papoj-stranica-9.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-territoriyam-regiona-privodyatsya-dannie-za-199h-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/e-v-chuprunov-rektor-nngu-im-n-i-lobachevskogo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mozhet-bit-eto-tochka-bezumiya-tvorchestvo-dostoevskogo-postigaetsya-v-svete-ego-ispovedaniya-veri-esli-bi-kak-nibud.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-discipline-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-dlya-studentov-vseh-specialnostej-vse-formi-obucheniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-sostoyanie-ekonomiki-i-sostoyanie-zhizni-otnosheniya-sobstvennosti-i-izuchenie-novogo-materiala-ekonomika.html
  • lesson.bystrickaya.ru/stradanie-svyatoj-muchenici-miropii-zhitiya-svyatih-tom-12-dekabr.html
  • institut.bystrickaya.ru/stati-v-rossijskih-i-zarubezhnih-nauchnih-sbornikah-i-zhurnalah-uchebnoe-posobie-dlya-pedagogicheskih-vuzov-po-specialnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-oformleniyu-referata-programma-detskaya-literatura.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-rebenok-rodilsya-chto-nuzhno-delat-s-samogo-nachala-voprosi-kotorie-vi-mogli-bi-zadat-16.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-raboti-socialnogo-pedagoga-po-preduprezhdeniyu-nasiliya-v-seme.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekonstrukciya-zemlyanogo-polotna.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-i-byudzhetnie-investicii-v-obekti-kapitalnogo-stroitelstva-gosudarstvennoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-struktura-obrazovatelnoj-programmi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-26-garantii-i-kompensacii-rabotnikam-k-trudovomu-kodeksu-rossijskoj-federacii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-oglavlenie-monografiya-psihoterapiya-nevrozov-u-detej-i-podrostkov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/77-rinok-doveritelnogo-upravleniya-finansovie-rinki-v-rossii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kulikovskaya-bitva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/atomnie-ledokoli-obespechat-besperebojnie-perevozki-tolko-do-2013-goda-pervij-kanal-novosti-30-06-2005-12-00-00-16.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-biologii-dlya-uchashihsya-6-klassa-yablochnaya-fantaziya-uchitel-himii-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.