.RU

Расследование изнасилований - часть 2

Так. Ц. в период с мая 1990 по июнь 1991 гг. в Таганроге совершил изнасилования 4 девушек, которых затем убил. Все погибшие перед смертью были полностью оголены, после чего на них вновь были надеты их собственные колготки черного цвета. При этом часть колготок вобласти промежности, лобка и внутренней поверхности бедер была вырвана таким образом, что оголялись наружные половые органы и кожа верхней трети бедер. На допросе Ц. пояснил, что колготки стимулировали его сексуальность1 . В 1974 г. в Москве Ш. совершал изнасилования и убивал с особой жестокостью женщин, одетых исключительно в красное2 .

Еще 3. Фрейд отмечал, что есть много людей «...ненормальных в сексуальной жизни и соответствующих во всех остальных пунктах среднему человеку, не отставших от человеческого культурного развития, слабым пунктом которого остается сексуальность»3 . Совершая изнасилования, они компенсируют свою сексуальную несостоятельность. Имея хорошую репутацию на работе, они без труда могут убедить своего начальника в том, что в определенное время находились на рабочем месте, хотя фактически отсутствовали, совершая преступления.

Как правило, преступления они совершают только в одиночку, в строжайшей тайне от кого-либо, никогда никому из близких не рассказывают о совершенном4 . Этим объясняется их особенно тщательная подготовка к совершению изнасилования, детальное прогнозирование способа совершения преступления, способа сокрытия, подготовка орудий, которые будут использованы для психологического давления либо применения в целях подавления физического сопротивления потерпевшей или для ее пыток; подготовка собственной безопасной экипировки: изменение внешности — надевание непривычной одежды, очков, перчаток и т.п., в том числе, маскировка транспортного средства (в тех случаях, когда насильник использует его); ложное информирование родных, близких, соседей о том, что направляется по делам в определенное место, и т.п.

Для сексуальных маньяков характерно то, что они совершают изнасилование не один раз, а множество, повторяя свои действия в однородных местах, в отношении одного типа потерпевших. «Ему нужна еще одна жертва, а потом понадобится вторая, и так без конца. Упившись кровью он на несколько недель впадает в оцепенение, а затем в нем с новой силой загорится чудовищное желание, и утолит его только женская плоть и кровь»1 .

Отметим, что у каждого «сексуального маньяка» своя «узкая специализация», — изнасилование либо только малолетних девочек (или недалеко ушедших от них по возрасту несовершеннолетних)2 ; либо определенным образом одетых женщин (девушек), либо делается акцент на месте совершения преступления (к примеру, Ч. в деле под условным названием «Лесополоса»)3 . Эта особенность начинает проявляться еще в раннем детстве, поэтому следователям, работающим по делам данной категории, при проверке версий необходимо изучать личности подозреваемых, начиная с этого периода их жизни.

2. Мотив изнасилования.

При совершении изнасилования мотивом является стремление к удовлетворению половой страсти, другими словами, насильник руководствуется сексуальными побуждениями. Однако это не единственный мотив. Возможны и другие мотивы совершения изнасилования это: стремление унизить женщину, побудить ее к вступлению в брак, хулиганские побуждения, месть, зависть и др. Следует отметить, что мотив может быть не только у мужчины, совершившего изнасилование, но и у женщины, так как женщина может участвовать в изнасиловании в качестве организатора, подстрекателя и пособника. Например, подговорив своих знакомых изнасиловать ту или иную женщину.

3. Личность и поведение потерпевшей.

В начале 70-х гг. появились научные труды, в которых освещались общие проблемы взаимоотношений преступника и его жертвы до, в момент и после совершения преступлений и, в частности, изнасилований4 . В последнее десятилетие многие криминалисты, занимавшиеся разработкой практических рекомендаций по методике расследования изнасилований, особое внимание уделяли виктимологическим аспектам поведения жертвы преступления. Бесспорно, на способ совершения преступления и на последующие действия по сокрытию изнасилований виктимность поведения жертвы оказывает значительное влияние. Например, потерпевшая своим легкомысленным поведением (фривольное общение с незнакомыми мужчинами, распитие спиртных напитков в незнакомых компаниях и т.п.) может спровоцировать лицо на преступление. В качестве примера можно привести следующее уголовное дело. Несовершеннолетняя К. прогуливалась по улице вместе со своей подругой З. Около них остановилась автомашина и вышедшие из нее два молодых парня пригласили их провести вечер вместе и прокатиться на автомобиле, после чего обещали отвести их обеих по домам. Они согласились. После того, как они сели в автомашину, оказалось, что там сидят еще два человека. В машине девушек угостили пивом и поехали кататься по городу. Спустя некоторое время машина повернула на дорогу, ведущую по направлению из города. Девушки заметили это и спросили куда они едут, на что один из ребят ответил, что ему необходимо заехать к другу, который живет в пригородном лесу и забрать кое-какие документы. Еще сообщил, что это не займет много времени и что им нечего беспокоиться. Но после того, как они въехали в зону пригородного леса, машина остановилась и девушки подверглись сексуальному домогательству со стороны сидящих в автомашине ребят, на что ответили резким отказом. Однако ребята, применяя физическую силу, подавили сопротивления каждой из девушек и изнасиловали их1 .

Чтобы разобраться в механизме происшедшего события, определить, действительно ли было совершено изнасилование, необходимы данные не только о личностных особенностях подозреваемого, способах его действий и обстановке, в которой все происходило, но и необходимо учитывать еще характер и динамику развития взаимосвязи этого лица с потерпевшей, ее нравственно-психологический облик и другие личностные особенности, а также своеобразие поведения и противодействия половому посягательству.

Довольно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда потерпевшая была в той или иной мере знакома с насильником, а в других ситуациях насильник и жертва не знакомы и между ними отсутствуют какие-либо связи личного характера, поэтому методика расследования изнасилований состоит в изучении двух этих аспектов. Рассмотрим более подробно эти ситуации, а также причины, по которым они оказались в данных ситуациях.

1. Жертва и преступник знакомы.

Это может быть и взрослая женщина, и несовершеннолетняя девушка, которые так воспитаны, что, несмотря на свой жизненный опыт, доверчиво относятся к людям. Некоторые же юристы и, как правило, защитники насильников, принимающие участие в уголовном процессе, не говоря о насильниках и их близких, такую доверчивость расценивают не иначе как «легкое поведение», более того, обвиняют потерпевшую в случившемся, хотя преступления она не совершала. Известный русский юрист Ф.Н. Плевако говорил, что «... можно пощадить подсудимых, но никогда не следует щадить их больше тех, кому они причинили вред»1 . Эту же мысль высказывал и другой русский юрист, П. Сергеич: «Нет худшего приема защиты, как несправедливые придирки и нападки на потерпевших»2 .

Типичные ответы потерпевших на вопрос, почему не позвали на помощь таковы: «было стыдно»; «да, в пути следования к месту насилия встречались люди, но я была так напугана, что боялась не только подать голос, но даже и знак, что мне нужна помощь»; «сейчас такие люди, что никто и не будет оказывать никакой помощи, никто не откликнется, без толку звать, только себе хуже сделаешь — преступник обозлится еще больше и кроме изнасилования еще и изуродует» и т.д.

2. Жертва и преступники незнакомы.

Нападение совершается в месте, где нет людей, либо они есть, но: а) не в состоянии оказать помощь; б) не оказывают помощь, так как не желают вмешиваться; в) потерпевшая испытывает ложный стыд и стесняется позвать на помощь; г) потерпевшая в силу психологических особенностей своей личности испугалась угрозы насильника и поэтому не зовет на помощь.

Потерпевшими могут быть: несовершеннолетние девственницы, индифферентные в сексуальном плане, обычно из семей, в которых царит добрая атмосфера; девушки, ведущие «свободный» образ жизни; матери семейств, имеющие детей; пожилые (старые) женщины; маленькие девочки, которые еще не в состоянии осознать, что такое сексуальная жизнь; женщины, которые занимаются проституцией; девушка, которая имела половой акт единственный раз в жизни.

Всех этих женщин объединяет одно — насильники совершили с ними половой акт против их воли. Насильников объединяет то, что жертву они не знали, но, стараясь спастись (или смягчить свою участь), они лучше и быстрее следователя «изучили» личность потерпевшей и, пытаясь очернить ее, распускают «грязные» сплетни, с целью создания ей дискомфорта в обществе. Не редкость, когда преступники в своих показаниях говорят, что жертва сама провоцировала их на подобные действия. Такие показания, какими бы абсурдными они не казались, на практике имеют место по некоторым уголовным делам, даже там, где потерпевшие — малолетние девочки.

Разумеется, каждая категория потерпевших (малолетние, взрослые, умственно недоразвитые и др.) на однотипные ситуации будет реагировать по-разному. Это обстоятельство прямо обусловливает способ преступного воздействия на личность и характер образования следов насилия1 . Поэтому в следственных ситуациях жертва преступления часто выступает: а) как источник фактических сведений о преступлении; б) как объект, исследование которого может обеспечить получение необходимой для дела информации; в) как субъект – лицо, которое пока еще не известно, а потому выявление и установление его с целью использования в качестве информационного источника является первоочередной задачей расследования2 . Последняя ситуация характерна для случаев изнасилования, сопряженного с убийством, а также для многоэпизодных «серийных» изнасилований, совершаемых одним и тем же лицом, когда некоторые потерпевшие не обращались с заявлением в правоохранительные органы.


razdel-iii-1-socialno-pravovaya-zashishennost-i-mediko-socialnie-usloviya-prebivaniya-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa.html
razdel-iii-ekonomika-v-kratkosrochnom-periode-nikiforov-a-a-antipina-o-a-miklashevskaya-n-a-makroekonomika.html
razdel-iii-manipulyaciya-soznaniem-i-obshestvennie-instituti-sergej-georgievich-kara-murza-manipulyaciya-soznaniem.html
razdel-iii-osnovnie-sobitiya-v-zhizni-pamyatka-studentam-starshih-kursov-fgbou-vpo-gosuniversitet-unpk-sentyabr-dekabr-2011-g.html
razdel-iii-prestupleniya-protiv-sobstvennosti-programma-vstupitelnogo-ispitaniya-po-specialnosti-1-24-80-01-yurisprudenciya.html
razdel-iii-realizaciya-novgorodskoj-oblastnoj-dumoj-o-sostoyanii-zakonodatelstva-novgorodskoj-oblasti-v-2011-godu.html
  • control.bystrickaya.ru/bellona-fregat-bellona-stranica-13.html
  • books.bystrickaya.ru/bolee-250-ozdorovitelnih-lagerej-v-rossii-absolyutno-ne-gotovi-k-letnemu-sezonu-mchs-informacionnoe-agentstvo-interfaks-11052011.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-stroitelnogo-kompleksa-respubliki-belarus-na-2011-2020-godi-glava-1.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problemi-obucheniya-studentov-ustnoj-inoyazichnoj-rechi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadi-tlalar-men-zheke-kspkerler-shn-izmet-tarifter.html
  • reading.bystrickaya.ru/literaturnij-almanah-sf-pgu-vipusk-4-sbornik-red-kollegiya-morozova-n-s-fesenko-e-ya-capenko-s-a-otv-red-severodvinsk-oao-severodvinskaya-t-stranica-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/testi-po-predmetu-organicheskaya-himiya-dlya-studentov-2-go-kursa-specialnosti-020401-biologiya-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sinteticheskij-uchet-k-g-parfenov-uchet-i-operacionnaya-tehnika-v-kommercheskih-bankah.html
  • klass.bystrickaya.ru/43-golos-groma-besedi-bhagavana-shri-satya-sai-babi-c-1964-po-1965-g.html
  • student.bystrickaya.ru/-3-antichnij-chelovek-kak-dzoon-politikon-kazanskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zamestitel-ministra-sporta-turizma-i-molodezhnoj-politiki-rossijskoj-federacii-stranica-10.html
  • books.bystrickaya.ru/blazhennaya-mariya-diveevskaya-pravoslavnie-starici-hh-veka.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-razdel-celi-zadachi-i-indikativnie-pokazateli-deyatelnosti-glavnogo-upravleniya-po-delam-pechati-i-massovih-kommunikacij-chelyabinskoj-oblasti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-istorii-shkoli.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xv-ot-izdatelstva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ifns-rossii-po-leninskomu-rajonu-g-orenburga-spisok-nalogoplatelshikov-imeyushih-zadolzhennost-nalog-peni-shtrafi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/346-gazosnabzhenie-municipalnoe-upravlenie-arhitekturno-gradostroitelnoe-upravlenie-g-novocheboksarska-chuvashskoj-respubliki.html
  • school.bystrickaya.ru/gromadske-telebachennya-nmechchini-chast-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-c-metodologicheskoe-rukovodstvo-po-monitoringu-i-ocenke-vichspid-tuberkulez-i-malyariya-iyun-2004-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hudozhestvennaya-literatura-byulleten-novih-postuplenij-barnaul-2006.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/birzha-i-birzhevaya-deyatelnost-v-rinochnoj-ekonomike-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-vidi-i-preodolenie-slozhnih-prepyatstvij-dopolnitelnie-obrazovatelnie-programmi-sbornik-programm-pedagogov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhivotvornie-reki-ajzek-azimov-blizhnij-vostok-isaac-asimov-the-near-east-10-000-years-of-history-istoriya-desyati.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-aspirantov-prepodavatelej-uchebnoe-posobie-podgotovleno-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-gosstandarta-rf-vvedenie-stranica-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/glavaiii-neomodernizm-v-g-fedotova-modernizaciya-drugoj-evropi-m-if-ran-1997-pobedila-na-konkurse.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekciya-programma-sankt-peterburg.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/visokij-uroven-rechi-poyasnitelnaya-zapiska-pasport-proekta-svedeniya-o-detyah-na-kotorih-rasschitani-predostavlyaemie-materiali.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zadacha-5-uchebno-metodicheskij-kompleks-ekaterinburg.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-tetn-memlekettk-organ-kentau-alasi-kmn-apparati-160400-kentau-yassavi-daili-87-j-108-blme.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-81-uchet-vipuska-gotovoj-produkcii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-buhgalterskij-uchet-sankt-peterburg.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svodnij-plan-osnovnih-meropriyatij-provodimih-v-sisteme-obrazovaniya-goroda-moskvi-s-13-po-19-fevralya-2012-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/lavle-ne-schitaya-redakcionno-izdatelskih-otdelov-vuzov-i-drugih-organizacij-glavenstvovalo-verhne-volzhskoe-gosudarstvennoe-osnovannoe-eshe-v-1930-e-no-uzhe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/varianti-grammaticheskoj-koordinacii-form-podlezhashego-i-skazuemogo-formi-chisla-skazuemogo-pri-podlezhashem-imeyushem-v-svoyom-sostave-sobiratelnoe-sushestvitelnoe-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-veterinarii-vo-vremena-arabskogo-halifata.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.