.RU

Развитие управленческой мысли в России и за рубежом

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент»

Реферативного характера

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Развитие управленческой мысли в России………………………………..….5

2. Развитие менеджмента за рубежом …………………………………..............9

3. Современные подходы к управлению……………………………………….19

Заключение ............................................................................................................23

Список литературы………………………………………………………………24


Введение

Чтобы организация преуспевала, кто-то должен выполнять в ней управленческие функции. Практический менеджмент возник вместе с организациями, т.е. очень давно. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, археологи нашли сведения о коммерческих сделках древних шумеров – четкое использование практического менеджмента. Археологические находки позволили получить доказательства существования организаций даже в доисторические времена, когда люди часто объединялись в организованные группы. Но несмотря на это менеджмент как самостоятельная область исследований деятельности был признан только в 20 веке.

Первый всплеск интереса к менеджменту относится к 1911 году. Этот год, когда Фредерик У.Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научной организации управления», традиционно считается началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью научных исследований.

Возникновение менеджмента как научной дисциплины и области научных исследований в определенной реакцией было на потребности крупных компаний; частично – попыткой более эффективного использования новых технологий, разработанных в годы промышленной революции, и частично – результатом усилий горстки любознательных людей, горящих желанием повысить эффективность труда.

В России, как и в других европейских странах (Франции, Австрии, Пруссии) концепция управления сложилась в XVI – XVIII веках. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений — задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.

В 90-е годы в связи с переходом к системе управления, основанной на рыночных отношениях, стало широко использоваться понятие менеджмента. Данный термин подчеркивал ориентированность коммерческих организаций, предприятий на достижение максимального эффекта их деятельности при помощи умелого планирования, организации, мотивации, корректировки и контроля.

Рассмотрим более подробно эволюцию развития науки управления в России и за рубежом, а также современные подходы к менеджменту.


1. Развитие управленческой мысли в России

В России идея рационализма представлена школой научной организации труда и управления П. Кержинцева и А. Гастева. Исследования этой школы имели и большое практическое значение: ее представителями были разработаны нормативные документы памятки, правила, широко внедрявшиеся в то время на предприятиях и в учреждениях

После революции 1917 г. управленческая мысль в России основывалась на идеологических постулатах экономической теории К. Маркса, в трудовой теории стоимости которого роль человека в производстве рассматривалась лишь сквозь призму его функции — конкретного труда, из меряемого затратами рабочего времени. Главной задачей управления считалось достижение экономии общественного труда.

В развитии советской управленческой мысли исследователи выделяют четыре периода: 20-е, 30—50-е, 60—70-е и 80-е гг. XX в.

Самым плодотворным был первый период, когда еще до­пускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. В эти годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-тех­ническая и социальная. Среди представителей первого этапа можно назватьА. А. Богданова-Малиновского с концепцией ор­ганизационного управления;О. Е. Ерманского с кон­цепцией «физиологического оптимума»;А.К.Гастева с концепцией узкой базы;Е. Ф. Розмировича с «произ­водственной трактовкой» управленческих процессов. Все они пред­ставляли организационно-техническую концепцию, в которой про­изводственный процесс воспринимался больше как чисто техниче­ский, состоящий из совокупности распорядительных, планирую­щих, надзорных, контролирующих, регулятивных действий.

К социальным концепциям управления необходимо прежде все­го отнести теорию «организационной деятельности»П. М. Кержен­цева-Лебедева, который выделял в научной органи­зации труда три объекта: труд, производство и управление, счи­тая последний компонент самым главным.

Другим представителем теории социального управления являлся Н. А.Витке, четко разграничивавший в своей «социально-трудовой концепции управления производст­вом» управление вещами и людьми, концентрируясь на послед­нем. Н. А. Витке считал, что управление представляет собой про­цесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются.

Еще одним представителем концепции социальных отноше­ний являлсяФ.Р.Дунаевский с теорией «админист­ративной емкости»: под этим понятием исследователь понимал способность управляющих руководить определенным количеством лиц, причем это количество лишь незначительно зависит от лич­ных качеств управляющих.

Во второй период развития управленческой мысли в Рос­сии каждая организация оказалась послушным «винтиком» в слож­ном механизме планового управления народным хозяйством и его отраслями, поэтому большинство идей управленцев 1920-х гг. ока­зались забыты на долгие годы, кроме незначительной части, ко­торая связана с организацией производственных процессов.

В это время в управлении утвердился отраслевойи народно­хозяйственный подход.

Третий период был связан с новым этапом развития на­учно-технического прогресса, когда получило распространение технико-кибернетическое направление в управленческой теории и практике. В этот период стали формироваться АСУП (автоматизи­рованные системы управления предприятием и производством) и шире применяться экономические методы управления. На этом этапе сформировалась концепция хозяйственного механизма как единства социальной, экономической и организационной систем.

Четвертый период начался с 1980-х гг., продолжается в настоящее время. Он заключается в разработке концепций систе­мы управления экономикой в условиях перехода к рыночным от­ношениям.

Главный фактор формирования рынка в России в настоящее время — это увеличение предложения и соответственно производ­ства разнообразных товаров и изделий. Огромные размеры необес­печенного платежеспособного спроса населения и действующих производств стимулируют развитие экономической деятельности небольших предприятий.

Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к авто­номности, самостоятельности в хозяйственном отношении; фор­мированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятель­ности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению соб­ственных доходов и расходов[1] .

На сегодняшний день, в России в интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. Благодаря этому преодолевается инерт­ность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений.

Перспективыразвитияроссийскогоменеджментаопределяютсяразвитиемрыночныхотношений встране.

За годы становления в современной России накопилось множе­ство проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интег­рации в мировое

сообщество нашего бизнеса было бы бессмыс­ленным.

1. Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами.

2. Понимание сущности менеджмента российскими руководителями.

3. Неумение менеджеров делегировать полномочия.

4. Низкий профессионализм.

5. Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и кон­сультационных фирм.

6. Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре.

7. Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов ин­формационного менеджмента.

8. Неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента.

9. Отсутствие навыков реализации продукции.

10. Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компа­нии, использовать на практике современные методы мотивации.

11. Отсутствие систематизированной теории российского менедж­мента.

12. Экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии).

13. Осознание социальной ответственности менеджмента.

14. Слабость законодательной базы.

15. Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры.

К настоящему времени выработаны определенные направле­ния для решения перечисленных выше проблем.


2. Развитие менеджмента за рубежом

Четыре четко разграниченные школы менеджмента появились в первой половине 20 века. Все основатели и сторонники этих школ полагали, что им удалось найти способ повышения эффективности достижения организационных целей. Но более поздние исследования и попытки применить теоретические выводы этих школ на практике показали, что многие из них были в лучшем случае частично верными при наличии определенных условий. И все же все они внесли в развитие менеджмента как науки серьезный вклад. Даже самые прогрессивные современные организации и сегодня используют некоторые их концепции и идеи.


stanovlenie-teorii-atoma-chast-3.html
stanovleniya-goroda-almati.html
stantartizaciya-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-obshego-obrazovaniya-vtorogo-pokoleniya-soderzhanie.html
starie-i-novie-hozyaeva-vishnevogo-sada-po-pese-a-p-chehova-vishnevij-sad.html
starij-mrachnij-dom-na-vozdvizhenke.html
starik-i-more-heminguej-ernest.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-sergievo-posadskij-municipalnij-rajon-muzei-imeyushie-status.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/povtoriteli-i-koncentratori-i-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot.html
  • tests.bystrickaya.ru/mesto-sluzhbi-novograd-volinsk-metodicheskie-rekomendacii-v-pomosh-pedagogam-organizatoram-poiskovoj-i-kraevedcheskoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kursovih-rabot-po-discipline-pravovie-osnovi-rossijskogo-gosudarstva-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospitatelnaya-programma-rodnik-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gatchinskaya-nachalnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-5-stranica-4.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-bajkonure-prodolzhayutsya-raboti-s-razgonnim-blokom-fregat-sb-prednaznachennim-dlya-zapuska-kosmicheskogo-apparata-spektr-r.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viktor-suvorov-svyatoe-delo-gde-konchaetsya-dokument-tam-ya-nachinayu-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-030501-yurisprudenciya-sostavitel-voropanov-v-a-k-i-n.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-mehanika-nazvanie.html
  • grade.bystrickaya.ru/nablyudenie-obshie-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-praktika-vipolneniya-kontrolnoj-rabot.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-i-mendeleev-zavetnie-misli-stranica-14.html
  • literature.bystrickaya.ru/ebodedeshnik-slovarya-avtolyubitelya-ot-a-do-ya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literaturnij-kriptoanaliz-david-kahn.html
  • institute.bystrickaya.ru/fateeva-a-studentka-4-kursa-pravovie-aspekti-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kaliningradskoj-oblasti-v-sovremennih.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-osnovi-rossijskoj-pravovoj-sistemi-zakonodatelnie-i-pravovie-akti-i-pravoprimenitelnaya-praktika-obespecheniya-i-zashiti-prav-sobstvennosti.html
  • bystrickaya.ru/windows-chast-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/oao-dos-kredobank-spravochnik-opublikovan-pri-podderzhke-proekta-razvitiya-mestnogo-rinka.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sootnesenie-rezultatov-diagnostiki-s-profilyami-obucheniya-sovremennoe-obrazovanie-ne-mozhet-polnocenno-razvivatsya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vozrastnoj-sostav-vospitannikov-izhevskoj-vk-gosudarstvennij-doklad-o-polozhenii-detej-v-udmurtskoj-respublike-v.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-3-iyulya-2008-g.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sh-socialno-psihologicheskie-harakteristiki-obrashenij-i-obrashayushihsya-na-telefone-doveriya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-celi-i-principi-predlagaemogo-regulirovaniya-otchet-o-nir-listov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-obshajtes-uverenno-sergej-yurevich-pover-v-sebya-trening-uverennosti-v-sebe.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/reshenie-soveta-grachevskogo-municipalnogo-rajona-stavropolskogo-kraya-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-fevral-2010-g-izdaetsya-po-blagosloven-i-yu-preosvyashennago-kornil-i-ya-episkopa-tverskago.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-ustojchivogo-razvitiya-chast-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nastoyashaya-programma-ne-mozhet-bit-ispolzovana-drugimi-podrazdeleniyami-universiteta-i-drugimi-vuzami-bez-razresheniya-kafedri-razrabotchika-programmi-oblast-primeneniya-i-normativnie-ssilki.html
  • literature.bystrickaya.ru/chervonskaya-galina-petrovna-virusolog-nezavisimij-ekspert-po-problemam-vakcinologii-stranica-12.html
  • control.bystrickaya.ru/diplomirovannogo-specialista-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/452-radiacionnoe-porazhenie-biocenozovgibel-hvojnih-lesov-istoriografiya-sobitij-socialno-ekonomicheskie-i-ekologicheskie.html
  • turn.bystrickaya.ru/pasport-obrazovatelnoj-programmi-3-5-informacionno-analiticheskie-materiali-o-shkole-6-16-osobennosti-obrazovatelnih-programm-dlya-kazhdoj-stupeni-obrazovaniya-17-18.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-zashite-diplomnih-i-kursovih-rabot.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obladnannya-dlya-pasterizac-mnsne-obladnannya-vdp-300-g2-ot2-a-pasterizacjn-vanni-g-opa-600.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemnaya-komissiya-28-01-gormonalnaya-regulyaciya-processov-zhiznedeyatelnosti-v-norme-i-patologii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-1-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.