.RU

Роль языка в становлении личности человека

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Прнитронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием

"культура" - понятием очень многозначным и емким.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей,

созданных человеческим обществом и характеризующих определенный

уровень развития общества.

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные прин-

ципы системы образования. Само образование рассматривается как

средство безопасного и комфортного существования личности в совре-

менном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях про-

исходит смена приоритетов в образовании, становится возможным уси-

ление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человека

образованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного

образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общес-

твенно-духовной культурностью.

Средством и условием достижения этого идеала, самой целью обра-

зования становится коммуникативная культура личности, включающая

в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную

и логическую культуру.

В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано:

"Свободное владение русским языком должно стать нормой для моло-

дежи, оканчивающей средние учебные заведения."

Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке

народного образования.

Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему

так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних

и сегодняшних учеников?

Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к

знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального досто-

яния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к

слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны

с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его

членов, культурой их общения.

Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью,

приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность

понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия дей-

ствительности.Любопытно,что умение соотнести слово с действитель-

ностью академик И.П.Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума.

Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей

публичной лекции: "Русская мысль... не идет за кулисы слова, не

любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся кол-

лекционированием слов, а не изучением жизни". (И.П.Павлов "О рус-

ском уме" "Литературная газета" . 1981 год, N30).

Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся

(на благоприятной почве низкой культуры) фетишизация слова приво-

дили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизирован-

ной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать) в про-

свещенческие проблемы.

Входя в педагогическое сознание, эта лексика предопределяла

подчинение образовательно-воспитательной деятельности казарменным

законам, обусловливала командно-директивные формы взаимодействия,

жестко регламентированные модели отношений.

Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места

для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а -

з у ю щ е й , направленной на развитие и совершенствование культуры

личности и общества в целом.

По результатам проведенного анкетирования учащихся разных воз-

растных групп есть основание считать, что развивающий потенциал

школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реали-

зуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи

и культура общения, являясь условиями и средствами развития уча-

щихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматри-

ваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы

образования.

Достижение этой цели возможно при наличии профессионально-ком-

муникативной компетентности учителя.

В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость

между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой чело-

века. Актуальнейшая проблема сегодня - н р а в с т в е н н ы й

о б л и к , к у л ь т у р а л и ч н о с т и , так как в решении

экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия

не только коллектива, но и каждого человека.

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время

вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине.

Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слу-

шать другого человека.

Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности

собеседника, с которым ведется диалог.

Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства

другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм

нравственности.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспекты

внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор-

ганизация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе

предметов потребления, культура труда.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение гово-

рить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, про-

верки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительноле средство

общения.

В ы с о к а я р е ч е в а я к у л ь т у р а п р е д п о л а-

г а е т в ы с о к у ю к у л ь т у р у м ы ш л е н и я , ибо

незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме.

Культура речи - это составная часть общей культуры человека,

умение точно, выразительно передать свои мысли.

Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие

и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают

общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргон-

ными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.

В этой связи представляются актуальными мысли К.Паустовского о

том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совер-

шенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его

г р а ж д а н с к о й ценности. Истинная любовь к своей стране

немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному

языку,- дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его

безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому,

настоящему и будущему своего народа.

Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравствен-

ного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспи-

татель.

Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи

формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех

областях человеческой деятельности.

Академик Д.С.Лихачев справедливо замечает, что "неряшливость в

одежде - это неуважение к окружающим вас людям и к самому себе.

Дело не в том,чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде

есть, может быть, преувеличенное представление о собственной эле-

гантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо

быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам

идет, и в зависимости от возраста. Язык в еще большей мере, чем

одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окру-

жающему миру, к себе."

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения и жиз-

ни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить

о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интелли-

гентности человека, степень его психологической уравновешенности,

степень его возможной закомплексованности.

Наша речь - важнейшая часть не только нашего плведения, но и на-

шей души, ума, нашей с п о с о б н о с т и н е п о д д а в а т ь-

с я влияниям среды.

Все, о чем бы мы ни говорили, все и всегда з а в и с и т о т

с о с т о я н и я н р а в с т в е н н о с т и . Я з ы к э т о

ч у в с т в у е т . В э т о м в с е д е л о .

Н.М.Карамзин говорил: "... Язык и словесность суть... главные

с п о с о б ы народного просвещения; богатство языка есть богат-

ство мыслей,... он служит первым училищем для юной души, незамет-

но, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются

самые глубокомысленные науки... "

В языкознании начала XX века разделяли понятия "язык" и "речь",

отделили социальное от индивидуального, исторически развивающуюся

систему языка и особую деятельность человека.

Язык как социальное явление рассматривается как знаковый меха-

низм общения, система дискретных знаков, служащих для общения и

способных выразить всю совокупность представлений человека о мире.

Язык - это сложнейшая система значений и отношений, предписаний

и оценок, этики и эстетики, веры и убеждений, концепции времени и

пространства.

Разграничение языка и речи необходимо учитывать при обсуждении

роли ( употребления, назначения, использования ) языка в челове-

ческом обществе, в становлении личности, образовании ее.

Считая существенной роль языка для выражения чувств, эмоций,

для воздействия на личность и формирования ее, к этим двум функци-

ям ( то есть функция коммуникативная - функция общения, и когни-

тивная - познавательная ) добавляют третью: одни ученые - э м о-

ц и о н а л ь н у ю ( функцию воздействия ), другие - д и р е к-


moskva-chast-3.html
moskva-do-uchrezhdeniya-v-nej-knyazheskogo-stola.html
moskva-i-moskovskaya-guberniya-v-godi-postroeniya-socializma-chast-2.html
moskva-i-moskovskaya-guberniya-v-nachale-xviii-veka-chast-2.html
moskva-i-moskovskaya-oblast-v-19411945-godah-chast-3.html
moskva-i-piter-obmenyalis-opitom-radio-37-radio-rsn-novosti-17-10-2008-bogdanov-yurij-19-00-37.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-na-postavku-uchebnoj-literaturi-dlya-uchebnih-klassov-oao-ntek.html
  • predmet.bystrickaya.ru/specializirovannaya-konferenciya-rossijskaya-pensionnaya-sistema-kak-faktor-rosta.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sozdanie-bezbarernoj-sredi-v-moskve.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-a-haritonov-vvedenie-v-tehnologiyu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/1-portativnie-kompyuteri-kak-kategoriya-personalnih-kompyuterov-6.html
  • report.bystrickaya.ru/karl-marks-karl-marx-1818-1883-smelzer-n-sociologiya-s50-sociologiya-per-s-angl.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vliyanie-rechevoj-tonalnosti-na-evolyuciyu-intonacionnogo-stroya-yazika-eksperimentalno-foneticheskoe-issledovanie-na-materiale-anglijskogo-nemeckogo-i-russkogo-yazikov-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spb-gu-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-kolpinskogo-administrativnogo-rajona-sankt-peterburga-stranica-10.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-visshej-kategorii-gou-dod-oblastnoj-detskij-ekologicheskij-centr-za-2009-2010-uchebnij-god-analiz-raboti-oblastnogo-detskogo-ekologicheskogo-centra-za-2010-god-stranica-5.html
  • exam.bystrickaya.ru/water-pollution-cause-and-effect-essay-research.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekonstrukciya-splitskogo-porta-1580-1592.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-rabochaya-programma-po-informatike-i-ikt-stupen-obucheniya-klass-7.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uroka-zapisan-na-doske-i-zapisivaetsya-v-tetradi-prichini-reformirovaniya-politicheskoj-sistemi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shkolnaya-olimpiada-2-tur-po-literature-5-klass.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-8-filosofskaya-komparativistika-v-situacii-postmoderna-komparativnaya-filosofiya-kak-otkritoe-metodologicheski.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-logistika-nerush-yum-logistika-uchebnik-m-banki-i-birzhi-yuniti-dana-2000-2003-.html
  • letter.bystrickaya.ru/nemeckaya-klassicheskaya-filosofiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-elektrostaleplavilnij-ceh-otchyot-po-oznakomitelnoj-praktike-na-oao-mk-azovstal.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uralskij-biatlonist-zanyalsya-blagotvoritelnostyu-agentstva-socialnoj-informacii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uajtfish-montana-mchus-vo-tme-kak-legkij-dim.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slyubovyu-i-nezhnostyu-vspominaem-mi-tot-period-zhizni-kogda-mir-dlya-nas-bil-po-osobennomu-dobrim-uyutnim-i-bezzabotnim-a-nebo-udivitelno-svetlim-bezoblachni-stranica-7.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gumanisticheskaya-pedagogika-s-frene.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ii-doklad-podgotovlen-na-osnove-obobshennogo-analiza-zayavlenij-predlozhenij-i-zhalob-poseshenij-upolnomochennim.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-struktura-organov-mestnogo-samoupravleniya-i-dolzhnostnie-lica-mestnogo-samoupravleniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-zakonu-bukvi-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkij-ekskurs-v-istoriyu-poyavleniya-kadetskogo-obrazovaniya-i-dialektiku-ego-razvitiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/10-avtonomnie-ustanovki-pozharotusheniya-fire-extinguishing-and-alarm-systems-desinging-and-regul-ations-norms.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-i-charnoluskij-shkole-ne-oprokinut-zhizni-pisal-k-dushinskij-no-zhizn-legko-oprokidivaet-shkolu-kotoraya-stanovitsya-poperek-ee-puti-sobr-soch-t-m-1950-s-659-staraya-shkola-stala-poperek-zhizni-izhi.html
  • composition.bystrickaya.ru/otche-t-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/134-samoorganizaciya-istochnik-i-osnova-evolyucii-sistem-ruzavin-g-i-r-83-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-mdou-detskij-sad-kombinirovannogo-vida-zhar-ptica-2010-2013-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-osnovnie-principi-peremesheniya-tovarov-tamozhennij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yu-yu-bulichev-istoriya-russkoj-kulturi-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.