.RU

Сафронов Б. Мечта об инвестициях. ФКЦБ предлагает государству отказаться от части доходов1


^ Сафронов Б. Мечта об инвестициях. ФКЦБ предлагает государству отказаться от части доходов1
В принятой программе правительства на 2000 — 2001 гг. фондовому рынку посвящен целый раздел. Среди ведомств, ответственных за реализацию «фондовой» части программы, главная роль отведена Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). О том, как предполагается реформировать фондовый рынок, «Ведомостям» рассказал первый заместитель председателя ФКЦБ Владимир Миловидов.

— ^ Что самое главное в «фондовой» части программы? 

— Сказать, что какие-то из этих законов более приоритетны или менее приоритетны, было бы неправильно. Все они направлены на более эффективное развитие рынка ценных бумаг и предусматривают комплекс мер по защите прав инвесторов.

Если идти по порядку. Вопрос, который на повестке дня стоит в числе приоритетных, — разделение счетов профучастников. Сейчас денежные средства инвесторов смешиваются с деньгами профучастников. Это создает потенциал для конфликта интересов, для использования чужих средств для латания собственных дыр, для того, чтобы манипулировать чужими средствами, зарабатывая собственную прибыль. Другая проблема связана с налоговым администрированием. Скажем, если брокерская контора сегодня проштрафится, то аресты, санкции, иные взыскания могут быть наложены на все ее ресурсы вне зависимости от того, кому они принадлежат — вкладчику или компании. Наконец, есть третий аспект, связанный с налогообложением. Когда брокерская компания за свой счет выполняет поручения клиентов и зарабатывает прибыль, это один вопрос. Другой вопрос, когда прибыль зарабатывает сам инвестор. Было бы правильнее ввести механизм, при котором движение средств и доходов клиентов отдельно учитывались бы, контролировались и в конечном счете облагались налогом…

— ^ По новому драконовскому порядку, записанному во второй части Налогового кодекса?

— Мы говорим о том, что необходимо, по крайней мере, разделить счета и определить, какие средства принадлежат клиентам и как они учитываются. Эта проблема связана с вопросом налогообложения физических лиц на рынке ценных бумаг, который поднимался председателем ФКЦБ Игорем Костиковым на заседании правительства 13 июля. Его выводы о том, что установленный порядок налогообложения граждан далеко не идеален, были поддержаны. Нам поручили до 15 сентября внести в правительство соответствующие предложения; проект изменений в Налоговый кодекс, разработанный нами, уже направлен в Министерство финансов на рассмотрение. Очевидно, что вводить механизм налогообложения намного проще, если иметь обособленный режим учета средств клиента.

— ^ Что на сегодняшний день уже сделано? 

— Для реализации этого положения требуется целый ряд нормативных документов. Кроме документов комиссии это инструкция Центрального банка, которая закрепляет статус и режим этого обособленного счета, это внесение изменений в законы, связанные с исполнительным производством, в Налоговый кодекс. У нас были обсуждения с ЦБ, что, как только мы подготовим свои инструкции, которые описывают действия брокеров, взаимоотношения с клиентами, ЦБ вносит изменения в свою инструкцию. Постановление ФКЦБ по разделению счетов уже направлено в Минюст.

Что касается внесения изменений в Налоговый кодекс и в закон об исполнительном производстве, то нам предстоит еще кропотливая работа.

— ^ По поводу инвестиционных счетов для населения. Эта идея неоднократно озвучивалась, но как счета будут работать? 

— Идея достаточно простая. Это по большому счету санкционированный налоговой инспекцией специальный счет, который может открывать любое физическое лицо, куда зачисляется определенный объем денежных средств, списание с которого осуществляется не раньше, чем через три-четыре-пять лет, — я сейчас не готов назвать какой-то конкретный срок. С этого счета можно покупать-продавать ценные бумаги, вкладывать это в какие-то инвестиционные институты, ПИФы, т. е. осуществлять инвестиционную деятельность, доходы от которой не подлежат налогообложению, пока деньги лежат на счете. Налогообложение применяется, когда человек снимает деньги. При этом все доходы, которые аккумулируются на инвестиционном счете, в течение всего периода сальдируются с убытками, плюсы — с минусами (сейчас убытки от операций с ценными бумагами не уменьшают налогооблагаемую базу. — «Ведомости»).

То есть через пять лет человек снял деньги, в этот момент ему говорят: вот ты за эти пять лет заработал столько-то и с этого заплати налог. И, наконец, наша самая главная мечта — чтобы налог по доходам от инвестиционных счетов был существенно ниже установленной шкалы налогообложения. Мечта эта объясняется очень простыми вещами. Инвесторов в стране, которая нуждается позарез в инвестициях, нужно стимулировать, а уж тех инвесторов, которые отказываются от потребления своего дохода на три-четыре-пять и более лет (а именно в таких деньгах нуждается экономика), в еще большей степени.

— ^ А это не убьет ПИФы, одним из главных преимуществ которых является как раз отсутствие налогообложения до продажи пая? 

— Нет, потому что есть разные подходы к этой проблеме. Среди инвесторов всегда есть несколько групп. Одни все делают на свой страх и риск. Другие обращаются к консультантам, после чего сами совершают сделки. Третьи не хотят верить ни консультантам, никому — они кладут деньги в банки, и те делают все за них. Четвертые выбирают управляющего. С инвестиционного счета, как мы себе представляем, можно будет осуществлять операции всем категориям инвесторов. Смысл здесь не в том, что можно купить. Главное — что можно покупать и продавать в течение очень длительного времени. То есть мы тем самым хотим сказать, что, если вы выводите на финансовый рынок свои ресурсы, выводите их надолго, для этого государство вам создает условия — вкладывайте. Все в конечном счете движется по одному закону: риск — доход. Риск — это умение отказываться от чего-то. Для того чтобы быть богатым человеком, компанией, государством, нужно уметь отказываться от чего-то. Мы говорим: давайте попробуем отказаться от каких-то сиюминутных налогов и доходов для государства ради того, чтобы выиграть в долгосрочных инвестициях.

— Вы не боитесь, что инвестиционные счета будут использоваться для ухода от налогов юридическими лицами, которые будут работать через подставных физических, как это было с московской налоговой льготой? 

— Все, что касается этой проблемы, наказывается уголовным порядком. Если через эти механизмы кто-то пытается отмыть деньги, именно особый порядок учета не позволит этого. Кроме того, без ограничений на первом этапе все равно никуда не денешься. Будут определенные ресурсы, которые туда можно пропускать. Их можно привязать к ежегодному доходу или какой-то определенной сумме, которую можно депонировать в течение года. Тем самым мы можем убрать какую-то часть недобросовестных участников.

Что до юридических лиц, то параллельно нужно предпринимать меры для стимулирования их инвестиционной деятельности. Использовать подставной счет физического лица будет бессмысленно.

— Предполагаются ли какие-то ограничения на вход в инвестиционные счета — например, надо ли будет подтверждать происхождение денег? Ведь, как вы сказали, счет будет открываться с санкции налоговой инспекции.

— Проблема такая есть. Моя личная позиция: на том этапе, на котором мы сейчас находимся, требовать жесткой декларации всех доходов, наверное, будет проблематично. Я сторонник того, что сейчас делает правительство. Оно вводит льготную ставку налогообложения физических лиц — 13%. Надеясь на то, что большая часть будет честно платить по ней. Значит, когда режим инвестиционных счетов начнет работать — а это будет через год-полтора, — я надеюсь, что эта проблема сама собой решится.

— ^ Программа предусматривает ужесточение ответственности за нарушение прав инвесторов. Как вы себе это представляете? 

— Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства, рост ответственности руководителей предприятий за нарушение прав инвесторов и акционеров вместе с законом об усилении контроля за сделками с участием аффилированных лиц — это одна большая тема, связанная с инициативой председателя ФКЦБ по созданию Кодекса корпоративного управления.

— ^ Но председатель подчеркивал, что это исключительно рекомендательный документ, который не может приниматься законодательно.

— Речь идет о концепции кодекса, будет это некий свод этических правил, под которым все подписались, либо нечто более серьезное и основательное с точки зрения закона. В ноябре концепция кодекса должна быть доложена Костиковым на заседании правительства. Я могу высказать только свое личное мнение.

Любая рекомендация сильна тогда, когда она так или иначе опирается на статьи закона. Поэтому принятие таких законов, как об аффилированных лицах, об ответственности руководителя организации за нарушение прав инвесторов, не является частью кодекса, но они являются той основой, на которой он потом может быть сформирован. Рекомендованный кодекс будет намного весомее, если он будет опираться на усовершенствованное и продуманное законодательство.

— ^ Что имеется в виду под унификацией требований к деятельности по управлению активами инвестиционных фондов, НПФ, страховых компаний? 

— Любая инвестиционная деятельность связана определенными стандартами и правилами вне зависимости от того, кто ее осуществляет — пенсионный фонд, страховая компания, инвестиционный фонд. В конечном счете все это коллективные инвестиции в большей или меньшей степени. Соответственно, и порядок управления активами, размещение этих активов, требования к их защите должны быть унифицированы. Не может пенсионный фонд иметь какие-то иные требования к размещению активов, контролю за этими активами, чем страховая компания или инвестиционный фонд. Это имущество принадлежит инвесторам, поэтому и следить за ним нужно в равной степени.

Другое дело, что каждая из этих организаций имеет разную степень риска. Скажем, ресурсы пенсионного фонда могут требовать меньшего риска, поскольку они носят социальный характер. Страховые резервы привязаны к определенным страховым случаям — значит, возникают определенные проблемы, связанные с ликвидностью активов, в которые они размещены. А, скажем, инвестиционные фонды, которые связаны с более рискованными вложениями, могут позволить себе покупать более рискованные активы. Такое деление долгое время существовало на Западе: не было деления по принципам контроля и надзора, но были различные подходы к формированию активов.

— ^ Если речь идет о порядке управления, размещения и защиты активов, то первое, что приходит на ум, — это спецдепозитарии…

— Да, спецдепозитарии и управляющие компании. То есть центр управления активами — называйте это управляющей компанией или как-то еще, но это независимый орган управления — и независимый контролер — в данном случае в лице спецдепозитария. Вот это два полюса, которые, по нашему мнению, обеспечивают надежность, прозрачность и подконтрольность размещения активов всех форм коллективных инвестиций.

— Насчет НПФ решение принято: с 1 октября они должны размещать резервы в спецдепозитариях, чем они (фонды) были весьма недовольны. Возможно, потому, что так и не поняли, за что они будут платить спецдепам. Не боитесь сопротивления со стороны страховых компаний, тем более что их лобби гораздо сильнее? 

— Если исходить из того, что есть такой монстр — ФКЦБ, которая хочет заставить всех платить лишнее, безусловно, напор будет жестокий. Мы хотим объяснить следующее: посмотрите на это с точки зрения вашего бизнеса. Вы платите не по указанию комиссии, которая просто хочет, чтобы вы лишние деньги отдали, вы платите за сохранность средств ваших инвесторов. Да, это дополнительные издержки, но именно они позволяют вашему бизнесу развиваться, потому что, если инвестор видит, что вы надежны, прозрачны, что вы несете дополнительные издержки, чтобы защитить его, эти издержки ему понятны, он принесет вам деньги.

— ^ Представители пенсионных фондов говорят, что они и так платят оценщикам, аудиторам, независимым актуариям, а вот теперь спецдепозитариям надо отдавать до 5%…

— Хочу вас поправить. Тот проект, который мы согласовали с Минтруда, предполагает предельный размер вознаграждения спецдепозитариям до 2,5%. Тем не менее закон об НПФ предполагает, что 15% от доходов фонда могут идти и на управление, и на содержание.

— ^ Последний пункт «фондовой» части программы — изменения закона о рынке ценных бумаг. Что здесь имеется в виду? 

— В закон о рынке ценных бумаг необходимо вносить целый ряд изменений, связанных и с проблемой выпуска американских депозитарных расписок, в части, касающейся роли номинальных держателей. В закон нужно вносить изменения, связанные с функционированием нашей национальной депозитарной системы и с проблемой трансфер-агентов, которые там не прописаны, но которые существуют, и ряд других важных вопросов. Например, управляющие компании инвестиционных фондов не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, что не совсем правильно. Брокер, работающий со счетами 10 клиентов, — профучастник, а управляющая компания, оперирующая миллионами долларов, — нет.


^ Губейдуллина Г., Бараулина А. Миловидов выбрал женщину1.

Из ФСФР уходит еще один замруководителя – Владимир Гусаков. Сменить его должна Елена Курицына.

ФСФР покидает замруководителя ^ Владимир Гусаков, который курировал работу управления эмиссионных ценных бумаг. Новым заместителя может стать Елена Курицына, которая сейчас возглавляет в службе направление контроля за деятельностью профучастников. Документы были в правительство вчера.

«Действительно, я обратился с подобными просьбами к председателю правительства Виктору Зубкову, - передал Миловидов через пресс-службу. – Рекомендуя на должность замруководителя ФСФР Елену Курицыну, я исходил из того, это высокий профессионал. Кроме того, полагаю, что это хороший пример для сотрудников службы в том смысле, что талант и профессионализм могут быть по достоинству оценены». Гусаков вчера от комментариев отказался, отметив лишь, что уходит по собственному желанию. Он пришел в команду Вьюгина из ММВБ, где был замгендиректора, в июне 2004 года.

«Для меня это (уход Гусакова) неожиданность. Мне казалось, что разработка нормативных документов фондового рынка – это то, что у него лучше всего получалось, что ему наиболее интересно и полезно любому руководителю ФСФР», - говорит президент ММВБ Александр Потемкин. Уход связан с материальными затруднениями, естественно возникающими после трех лет работы на госслужбе (Бедняга. – А.С.) полагает Потемкин: «Думаю, что он пойдет работать в коммерческую структуру». Одним из проектов Гусакова в службе стала разработка нормативной базы по российским депозитарным распискам1.

Курицына в ФСФР больше 7 лет, она пришла на должность специалиста, доросла до начальника управления и уже 3 года занимается контролем профучастников. Курицына блестяще работала на ответственнейшем участке, она справится и с новыми задачами, характеризует бывшую подчиненную Стрельцов.



^ Елена

Курицына

Владимир Гусаков



У Олега Вьюгина было 4 заместителя: Владислав Стрельцов, Сергей Харламов, Владимир Гусаков, Бембя Хулхачиев. После ухода Стрельцова в июне его обязанности были перераспределены между оставшимся чиновниками. После утверждения Курицыной у Миловидова останется три зама.


^ Ладыгин Д. Владимир Миловидов собрал команду. Должность зампреда ФСФР получил Александр Синенко2.

В ФСФР завершился первый этап реорганизации после смены руководства в мае 2007 года. Правительство выпустило распоряжение о назначении заместителем председателя ФСФР Александра Синенко. Он будет курировать правовое управление службы. Участники рынка прогнозируют, что юридическое направление ФСФР укрепляется в связи с грядущим расширением полномочий регулятора финансового рынка.

Глава ФСФР Владимир Миловидов подтвердил информацию о назначении своего нового заместителя. По его словам, Александр Синенко, ранее возглавлявший правовой департамент Минтранса, теперь будет заниматься в ФСФР всем комплексом правовых вопросов, в том числе законодательных и судебных. Бембя Хухлачиев, который в настоящее время курирует это направление, сосредоточится на работе с регионами.


● ^ Александр Синенко в 1999-2000 годах возглавлял правовое управление ФКЦБ. Ушел из комиссии после назначения Игоря Костикова главой ведомства. В 2000-2002 годах являлся советником гендиректора, начальником экспертно-правового управления «Сургутнефтегаза». В 2002-2005 годах возглавлял департамент правового обеспечения ФСК ЕЭС. В 2005-2007 годах занимал должность начальника департамента правового обеспечения Минтранса.


С назначением нового зампреда в ФСФР определилась организационная структура. В мае 2007 года на пост главы ФСФР был назначен Владимир Миловидов, сменив Олега Вьюгина. Следом за бывшим главой ушли его заместители – Владислав Стрельцов и Владимир Гусаков. До последнего времени должности заместителей главы ФСФР оставались вакантными. Недавно Владимир Миловидов назначил на одну из них Елену Курицыну. Она курирует эмиссионную деятельность, надзорный блок и мониторинг финансового рынка.

Бывшие сотрудники ФКЦБ и профучастники рынка считают Александра Синенко профессионалом, специалистом по вопросам рынка ценных бумаг и корпоративного управления.

По мнению участников рынка, назначение Александра Синенко обусловлено расширением полномочий ФСФР. В 2008 году ФСФР потребуется разработать 50 нормативных актов только по направлению коллективных инвестиций, на которые содержится 135 ссылок в недавно принятых законах.


^ Проскурина Ольга. «Никто не знает, как себя сейчас вести»1.

Я очень люблю фотографию. А много фотографировать

не удается в последнее время. Творческих идей просто

нет, когда времени не хватает. Вот чем бы я с

удовольствием занялся, когда кризис закончится.

^ Владимир Миловидов.


За крахом бирж США в 1987 году Миловидов наблюдал как ученый, за дефолтом 1998 года – как советник премьера. Сейчас он регулирует фондовый рынок России, который, по его признанию, пока плохо поддается антикризисным мерам. Но после кризиса, по мнению Миловидова, Россия может стать мировым финансовым центром.



^ Владимир Миловидов

Владимир Миловидов не любит рассказывать о себе. Стоило немалых трудов уговорить его ответить на вопросы для этой статьи – причем большинство из них, касавшихся его биографии и механизмов принятия антикризисных решений, Миловидов предпочел оставить без ответа. «Я же не Гринспэн, - отнекивается руководитель ФСФР. – Комментировать текущую ситуацию [на рынке] – это, пожалуйста, а надиктовывать мемуары, по-моему, рановато». Миловидов возглавил ФСФР в мае 2007 года, накануне мирового финансового кризиса. В начале сентября 2008 года, когда российский фондовый рынок пережил серию самых крупных падений за всю свою историю, ФСФР впервые закрыла биржевые торги на несколько дней и с тех пор неоднократно приостанавливала биржевые операции. Служба также временно запрещала маржинальную торговлю ценными бумагами, чтобы минимизировать массированные продажи акций.

В сентябре – октябре 2008 года рыночная капитализация российских компаний сократилась более чем в три раза. Она и на пике индексов РТС и ММВБ, по словам Миловидова, не соответствовала их масштабам и ресурсам, а сейчас вообще уже потеряла какое-либо экономическое значение. «Впору пошутить, что индекс РТС скоро уйдет в отрицательную зону», - с горькой усмешкой говорит Миловидов.

«Понятно, что эта эпидемия экономическими методами не лечится. И психологическими методами тоже. Вообще никакими», - слегка раздраженно добавляет глава ФСФР. Но мои полушутливые соболезнования по поводу безнадежных попыток регулировать неуправляемый рынок он не понимает. «Может, мне сейчас не позавидуешь, а может, и наоборот. Несмотря на то, что тратишь много нервов, это в целом уникальный опыт, интересный и важный», - говорит он.


^ «С ХАЛТУРКОЙ К НАМ НЕ СОВАЛИСЬ»

Миловидов родился в Москве в 1960 году. В 1977 году устроился на работу в Институт атомной энергии имени И.В. Курчатова, где прошел путь от ученика электромонтера до инженера, а параллельно учился на экономическом факультете МГУ. Окончив его в 1984 году, Миловидов поступил в аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений АН СССР (ИМЭМО), где в 1987 году защитил кандидатскую диссертацию и затем проработал 11 лет. Специализировался на финансовых рынках США.

«Кандидат экономических наук, защитивший диссертацию в ИМЭМО, - это высокий класс. С халтуркой к нам не совались», - говорит ^ Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов, который в 1970-1980 годах работал с Миловидовым. «Мы получали все мировые журналы и экономическую литературу, регулярно встречались с иностранными экономистами и ездили на зарубежные стажировки», - описывает Григорьев тогдашнюю атмосферу в институте. Он припоминает, что в начале 1990-х Миловидов стажировался в Йельском университете.

В 1992 году Миловидов выпустил книгу «Инвестиционные фонды и трасты: как управлять капиталом?» - первую монографию на эту тему в России. В середине 1990-х годов он в качестве эксперта ФКЦБ создавал законодательную базу для паевых фондов, консультировал российские и западные управляющие компании. Тогдашние руководители комиссии в частных беседах называли его одним из лучших российских специалистов по западным финансовым рынкам.

Видимо, аналогичного мнения придерживался и ^ Евгений Примаков, который с 1970-х работал в ИМЭМО, а в 1985-1989 годах руководил институтом. После назначения на пост премьер-министра осенью 1998 года Примаков взял к себе в секретариат несколько человек из МЭИМО, в том числе и Миловидова. «Ему нужны были тогда хорошие экономисты», - говорит Григорьев.


^ УЧЕНЫЙ ЧИНОВНИК

Впрочем, работа в Белом доме – это, прежде всего, выполнение инструкций руководства, отмечает Олег Буклемишев, бывший советник премьер-министра Михаила Касьянова: «В качестве такого исполнителя он и был приглашен в аппарат правительства». «Как эксперта я его высоко ценю – мало у нас людей, которые также как он, сочетают серьезную теоретическую подготовку с глубокими знаниями реальной жизни», - добавляет Буклемишев.

В 2000 году Миловидов выпустил книгу «Инвестор в России: что делать?» и стал первым заместителем председателя ФКЦБ (комиссию тогда возглавлял Игорь Костиков). На этом посту он курировал инвестиционные фонды и рыночную инфраструктуру. При Костикове отношения между комиссией и участниками фондового рынка заметно осложнились, и назначение Миловидова тогда многие из них восприняли позитивно. Но Миловидов, как опытный аппаратчик, четко соблюдал субординацию, невзирая на все симпатии рынка. «Главный идеолог у нас – председатель [ФКЦБ]. Мы же реализуем его идеи, помогаем ему их внедрить» - так он ответил в 2000 году на вопрос «Ведомостей» о своих планах работы в комиссии. А в 2001-2002 годах Миловидов участвовал в конфликте ФКЦБ с УК «Паллада эссетс менеджмент». В то время комиссия препятствовала ей в продлении лицензии, а «Паллада» судилась с ФКЦБ и обвиняла Костикова в лоббировании интересов созданной им в 1990-е годы ИК «АВК – ценные бумаги»1. Конфликт завершился только после того, как американские учредители «Паллады» пожаловались на ФКЦБ президенту Владимиру Путину. Всю переписку с «Палладой» во время конфликта вел Миловидов, вспоминает бывший топ-менеджер «Паллады».

В 2003 году Миловидов на 4 года вернулся в Белый дом – сначала руководил департаментом финансовых рынков и имущественных отношений, а затем стал помощником премьер-министра Михаила Фрадкова по экономическим вопросам. Руководитель ФСФР Олег Вьюгин, подав Фрадкову прошение об отставке в мае 2007 года, сам подключил Миловидова в список кандидатов на открывшуюся вакансию».


^ «В 1998 ГОДУ ВСЁ БЫЛО ПО-ДРУГОМУ»

От назначения Миловидова в ФСФР участники рынка ожидали продолжения политики его предшественника. Так и получилось, считает председатель наблюдательного совета группы «Алор» Анатолий Гавриленко. «Вьюгин начал возвращать рынок из Лондона в Москву [при нем ФСФР запретила эмитентам размещать свои акции только за границей], а при Миловидове этот процесс успешно продолжился, - говорит он. – В первом полугодии 2008 года обороты российских фондовых бирж достигли миллиардов долларов в день». Но мировой кризис вызвал беспрецедентный обвал на российском рынке. А решения ФСФР о приостановке торгов и запрете на маржинальную торговлю привели к тому, что российские акции в сентябре 2008 года преимущественно торговались в Лондоне, а не в Москве. Биржевые обороты снизились почти вдвое. В конце сентября 2008 года Миловидов заявил, что ФСФР сделала выводы из периода, во время которого были ограничены операции, и с отменой предписаний объемы торгов на российских биржах должны восстановиться.

Буклемишев считает ошибочными решения ФСФР о длительной приостановке и внезапном возобновлении торгов. «Решения такого рода – сугубо политические, и принимаются они, конечно же, не в ФСФР», - уверен он. «Не исключено, что Миловидов не все решал сам, - говорит Гавриленко, регулярно участвовавший в антикризисных совещаниях руководителя ФСФР с участниками рынка. – Сегодня, когда у нас выстроена вертикаль власти и все решается сверху, нетрудно допустить, что фактор влияния на руководство ФСФР со стороны непосредственных руководителей, таких как [первый вице-премьер Игорь] Шувалов, достаточно велик». В то же время у него сложилось впечатление, что руководители правительства не вполне компетентны в вопросах фондового рынка.

Сам Миловидов признает, что сегодня никто из российских чиновников не имеет опыта регулирования кризисов такого масштаба. «И я тоже [не имею], потому что 1998 год был совершенно другой ситуацией. Никто сегодня не знает, как себя сейчас вести. Никто не является истиной в последней инстанции. Каждый день, каждый час учишься чему-то новому.», - заключает он.

Бывший научный сотрудник ИМЭМО прекрасно помнит, что США именно после Великой депрессии и Второй мировой войны превратились в полноценный мировой финансовый центр. «Я, конечно, не хочу проводить аналогий, - усмехается Миловидов, - но если мы будем с умом распоряжаться нашим богатством и нашими деньгами, то будем одной из немногих стран в мире, у которой хоть какие-то деньги останутся после всего этого [кризиса]. Поскольку сейчас не только Россия, но и весь мир будет отжиматься с нуля, у нас есть шанс».


^ Мальцев О. Владимир Грозный. Два года назад у руля ФСФР встал новый человек, от которого напрасно не ждали больших сюрпризов1.

Владимир Миловидов, назначенный руководителем ФСФР в мае 2007 года, начал воплощать в жизнь неожиданные инициативы, добавил веса своему ведомству в системе органов власти, зато нажил недоброжелателей среди участников рынка, мнение которых он внимательно выслушивает, а руководствуется собственным.


^ Изобретение велосипедов.

До кризиса одной из самых громких идей, озвученных Владимиром Миловидовым, стала организация торговли зарубежными ценными бумагами на российской территории. Чтобы понять всю ее соль, надо вспомнить о многолетней работе прежнего состава ФСФР над законодательной базой для российских депозитарных расписок (РДР) – местного заменителя иностранных акций и облигаций. Никто даже не помышлял о том, чтобы впустить в страну сами чужие финансовые инструменты2. Считалось, что государство не сможет защитить права инвесторов. Ведь эмитенты находятся за переделами России и абсолютно неподконтрольны властям.

^ Успехи и провалы Владимира Миловидова

Успехи

Провалы

Легализация внебиржевой торговли иностранными ценными бумагами

Недооценка влияния глобального кризиса

Разрешение удлинить сессии на ММВБ

Новая волна финансовых пирамид, в том числе с лицензиями ФСФР

Перемирие между НДЦ и ДКК

Отсутствие результатов борьбы с манипулированием ценами

Сокращение сроков принятия нормативных актов

Низкая эффективность «ручного управления» биржами

Повышение требований к финансовой устойчивости и прозрачности профучастников

Пострадавшие среди клиентов разорившихся брокеров.


Как выяснилось, у Владимира Миловидова на сей счет другая позиция. Как у Минфина, которому захотелось покупать иностранные бумаги через российские биржи и хранить их в российских депозитариях. И в тот момент, когда было сформировано законодательство для выпуска РДР, их существование потеряло всякий смысл.

Прямой допуск иностранных ценных бумаг затем отлично вписался в концепцию создания в Москве Международного финансового центра, которую поддержали первые лица государства. Многие свои начинания ФСФР связывала именно с этой идеей, потускневшей только на фоне разразившегося кризиса.

Деликатные вопросы руководитель ФСФР затрагивал поначалу осторожно, прощупывая почву. Так, тему объединения ММВБ и РТС он «вбросил в массы» летом 2007 года, а потом регулярно к ней возвращался. А вот с наследием предшественников обошелся без церемоний. Например, готовый проект о Центральном депозитарии, который Госдума собиралась рассматривать во втором чтении, в итоге выброшен в корзину1. Снят искусственный запрет на «удлиненное» время торгов на ММВБ. Подарка ждали саморегулируемые организации. Их влияние должно было существенно вырасти. Но этого не произошло.


^ Рынок всегда прав

Вплоть до минувшей осени (2008) Владимир Миловидов обычно опирался в своей деятельности на мнение участников рынка. Он создал собственный совет при ФСФР, да и без него постоянно консультировался с практиками. И рынку нравились многие выдвигаемые предложения. Чего стоило снижение до нуля налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги. Прошлой весной (2008) Владимир Миловидов включил его в проект стратегии до 2012 года. Правда, в итоговый документ (до 2020 года) этот пункт не вошел.

ФСФР никогда не отличалась большим влиянием в высоких кабинетах, и наблюдатели были шокированы той скоростью, с которой довольно спорные документы стали проходить согласование в министерствах. Если раньше процедура растягивалась из-за прохладных отношений между государственными структурами, то с приходом Владимира Миловидова сроки резко сократились. Например, тема иностранных ценных бумаг впервые была затронута в конце августа 2007 года, а уже в октябре готовый законопроект одобрили Минфин и Минэкономразвития. В дальнейшем Владимир Миловидов много раз проделывал аналогичные фокусы с ускорением.

Свое мнение убеждать и договариваться он продемонстрировал, вмешавшись в конфликт между двумя расчетными депозитариями – ДКК и НДЦ. После переговоров с участием ФСФР последний все-таки одобрил увеличение капитала своего единственного конкурента, в котором ему принадлежит крупный пакет2.


^ Розовые тона меркнут

Параллельно с исполнением пожеланий Владимир Миловидов стал медленно, но верно закручивать гайки. Это не всегда ему удавалось. Например, служба потребовала от акционерных обществ, самостоятельно ведущих реестры, принять в штат по аттестованному специалисту. А ведь тысячам карликовым ОАО невыгодно держать сотрудника ради такой пустяковой функции, как контроль над списком акционеров, в котором годами не происходит никаких изменений. Им пришлось бы передать реестры регистраторам - специализированным организациям3. И именно их интересам отвечало нововведение. Однако Верховный суд его отменил, уличив ФСФР в превышении полномочий.

Такими мерами, как приостановка, отзыв лицензий и запрет операций, служба начала пользоваться намного активнее. Досталось всем: брокерам, управляющим, регистраторам, НПФ. И даже товарным биржам, часть которых представляют собой машинки для легализации монопольно высоких цен.

Владимир Миловидов заставил профучастников раскрывать своих владельцев для ФСФР, а также ужесточил требования к собственному капиталу. Новая методика расчета вызвала много нареканий, притом что усложнила формирование другого показателя. После ее введения собственный капитал компаний рухнул на десятки процентов, а в отдельных случаях он вообще мог уйти в отрицательную зону. А ведь по этому показателю инвесторы скоро будут судить о надежности своих партнеров. С 1 июля 2009 года его придется публиковать на сайтах.

Запретив короткие продажи и ограничив размер кредитного плеча, Владимир Миловидов вызвал еще большее раздражение участников рынка. При этом ФСФР долго игнорировала просьбы НАУФОР, «брокерского профсоюза» об отмене запретов и смягчении приостановки биржевых торгов. Брокеры считают эти драконовские меры в сентябре-октябре 2008 года самыми большими просчетами руководителя ведомства. По их словам, короткие продажи и маржинальная торговля подпитывают ликвидность, а не только помогают посредникам получше заработать на клиентах, теряющих деньги в периоды волатильности.


Просчеты

При всей влиятельности Владимир Миловидов не смог или не захотел остановить расходование госсредств для искусственной поддержки котировок. А накануне биржевого коллапса убеждал президента Дмитрия Медведева, что «ситуация на российском рынке поправимая» и нужно принимать «не срочные, а стратегические меры». Вероятно, он мог предотвратить демонстративное снятие с должности президента ММВБ Александра Потемкина – тот поплатился за развитие рынка РЕПО, который и сейчас продолжает действовать на бирже в прежнем виде1.

За два года так и не заработало большинство крупных законов из давно планировавшихся – об инсайле, о бирже, о клиринге и т.д. Все они находятся на разных стадиях обсуждения и рассмотрения. И даже законодательство по зарубежным ценным бумагам, на которое было брошено столько сил, до конца не сформировано. Пожалуй, из старого списка приняты только поправки, ужесточающие ответственность за манипулирование и прочие нарушения. Нормативная база, да и участники рынка оказались не готовы к разделению инвесторов на квалифицированных и обычных.

Кризис высветил множество проблем, оставшихся нерешенными. Например, как быть с институтом ОФБУ, который себя дискредитировал на примере фондов известного банка? По-прежнему отсутствуют механизмы защиты розничных инвесторов. Пирамиды и форексные структуры продолжают зазывать клиентов, прикрываясь лицензиями за подписью руководителя ФСФР.


^ Голикова Е., Мазунин А., Смородская П. Владимир Миловидов выслужился. Место главы ФСФР займет замминистра финансов2

Регулирование финансового рынка будет делегировано выходцу из Минфина — глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов подал в отставку, а кресло руководителя ведомства, которому недавно были переданы функции страхового надзора, может занять замминистра финансов Дмитрий Панкин. Уход господина Миловидова с поста руководителя ФСФР можно рассматривать как завершение его противостояния с ведомством Алексея Кудрина, развернувшегося после жестких решений по отзыву лицензий крупнейшего регистратора, в справедливости которого позиции чиновников не совпали. Однако, каким бы ни был повод для смены власти на финансовом рынке, новый глава ФСФР более удобен Алексею Кудрину, возглавляющему комиссию по созданию в Москве международного финансового центра. Проект является одним из элементов предвыборной кампании: его курирует лично президент Дмитрий Медведев.

Мегарегулятор российского финансового рынка, созданный в результате объединения Федеральной службы страхового надзора (ФССН) и Федеральной службы по финансовым рынкам, получит нового руководителя. Как стало известно "Ъ", глава ФСФР Владимир Миловидов, возглавлявший ведомство с 2007 года, принял решение уйти в отставку. Соответствующее заявление он написал на этой неделе и принципиальное решение о его удовлетворении уже принято, рассказали "Ъ" источники в правительстве. Источник "Ъ", близкий к Минфину, знает, что место господина Миловидова займет заместитель министра финансов Дмитрий Панкин. На работу в Минфин он пришел в 2004 году, заняв должность замдиректора департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов. В конце 2005 года господин Панкин стал руководителем департамента, а с начала 2008 года — заместителем министра. В этой должности он курировал внутренние и внешние заимствования, а также вопросы управления госдолгом. Владимир Миловидов вчера отказался от комментариев. С господином Панкиным связаться не удалось.

Дискуссия о том, кто возглавит ФСФР после присоединения к ней ФСНС, до сих пор оставалась основной интригой при реформировании финансовой службы. Причина — разногласия между ФСФР и Минфином, которые стали очевидны в конце прошлого года, когда Минфин выпустил провокационный проект указа президента, согласно которому ФСФР подлежала расформированию, а ее функции передавались подотчетному Минфину Росстрахнадзору. Конфликт между двумя ведомствами потребовал вмешательства президента Дмитрий Медведева, результатом которого стало решение о присоединении Росстрахнадзора к ФСФР.

Конфликту ФСФР и Минфина предшествовало противостояние Владимира Миловидова с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, сформировавшееся в послекризисный период. В разгар кризиса ФСФР приняла ряд решений, вызвавших неоднозначную оценку профсообщества. В частности, регулятора обвиняли в непоследовательности приостановки торгов при резких колебаниях индексов в разгар сентябрьского коллапса на рынке репо. А ужесточение лицензионных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, последовавшее после 2008 года, и масштабные проверки спровоцировали публичную дискуссию о правомерности примененных санкций. Ухудшение отношений Владимира Миловидова с профучастниками привело к тому, что последние попытались найти поддержку у других министерств и ведомств. Так, во взаимоотношения ФСФР и участников рынка вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), рекомендовавшая ФСФР отменить количественные лицензионные требования к профучастникам. Сторону последних неоднократно занимал и Минфин. В частности, во время кризиса министерство поддержало негосударственные пенсионные фонды, разрешив им не переоценивать активы во избежание отражения убытков, что могло привести к санкциям ФСФР. Кроме того, Минфин выступил в поддержку биржи РТС, опасавшейся недружественного поглощения со стороны ММВБ, а впоследствии занял сторону Центрального московского депозитария (ЦМД), пытавшегося оспорить правомерность отзыва у него лицензии. Именно ситуация вокруг ЦМД, по словам собеседников "Ъ" из числа участников рынка, стала катализатором межведомственного конфликта: господин Миловидов написал письмо с предупреждением о возможных санкциях ЦМД на имя заместителя председателя правительства Игоря Сечина, миновав тем самым вице-премьера и главу Минфина Алексея Кудрина, курирующего в правительстве финансовый блок.

Ситуация не вышла бы за пределы межведомственного конфликта, если бы не решение президента о создании в России мирового финансового центра. Для этой цели был создан совет по финансовому рынку при президенте, который возглавил господин Кудрин. При совете была создана рабочая группа, куратором которой стал экс-глава администрации президента Александр Волошин. В таких условиях кандидатура главы основного ведомства, которое станет куратором МФЦ, потребовала пересмотра.

Владимир Миловидов сменил на посту ФСФР Олега Вьюгина, который возглавил службу в 2003 году после ее преобразования из Федеральной комиссии по ценным бумагам. Господин Вьюгин в ходе административной реформы получил индульгенцию по созданию мегарегулятора финансового рынка с широкими полномочиями. Однако проект так и не был реализован. До прихода в ФСФР господин Миловидов работал в правительстве Михаила Фрадкова, куда был назначен с должности первого заместителя главы ФКЦБ.

В существующей конфигурации регулирование финансового рынка становится в значительной степени более политическим вопросом, чем когда-либо прежде. Принципиальным вопросом, требующим решений регулятора, сейчас является объединение крупнейших российских бирж ММВБ и РТС. Не менее политическое решение — реализация закона об инсайде, вступившего в силу в начале этого года. Алексею Кудрину удобнее видеть в кресле ФСФР союзника, чем нейтральную кандидатуру или противника, утверждают опрошенные "Ъ" участники рынка. Ранее в профсообществе в качестве кандидатов на пост главы обновленной финансовой службы назывались заместитель министра финансов Алексей Саватюгин и заместитель министра экономического развития Анна Попова.


obshevoinskie-ustavi-ih-osnovnie-trebovaniya-i-soderzhanie-chast-16.html
obshevoinskie-ustavi-ih-osnovnie-trebovaniya-i-soderzhanie-chast-3.html
obshevoinskie-ustavi-ih-osnovnie-trebovaniya-i-soderzhanie-chast-8.html
obshie-harakteristiki-zavedeniya.html
obshie-indeksi-kolichestvennih-i-kachestvennih-pokazatelej.html
obshie-mesta-nauki-i-obrazovaniya-chast-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/relgjno-mfologchn-uyavlennya-starodavnh-giptyan.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhivaya-kletka-64-stranica-9.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-literaturovedeniyu-sravnenie-raznih-variantov-narodnoj-skazki-teremok.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahovanie-chast-13.html
  • lecture.bystrickaya.ru/68-v-laboratorii-kontrolya-vozdushnoj-sredi-otchetnij-dokument.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-priema-po-zayavleniyu-nakoplenie-sahalinskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vipusk-cennih-bumag-kommercheskim-bankom-chast-14.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-ekonomicheskie-dogovori-chast-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vnutrennij-tamozhennij-tranzit-chast-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovaya-teoreticheskaya-rabota-tema-formi-i-metodi-deyatelnosti-ispolnitelnoj-vlasti-rossii.html
  • writing.bystrickaya.ru/bezopasnaya-zhiznedeyatelnost-cheloveka.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-gidroprivoda-podachi-silovoj-golovki-agregatnogo-stanka.html
  • essay.bystrickaya.ru/dannaya-programma-predlagaet-razmeshenie-v-gostinichnom-komplekse-seliger-tver-pitanie.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmirovanie-pri-pomoshi-dejstvij-tekst-lekcij-po-kursu-funkcionalnoe-programmirovanie-dushkin-roman-viktorovich.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predprinimateli-i-krizis-proekta-granta.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-vsemestr-pp-naimenovanie-razdelov-i-tem-soderzhanie-zanyatij-po-programme.html
  • university.bystrickaya.ru/etap-i-koridornij-podhod-mozhet-snizit-uroven-zagruzhennosti-dorog-issledovanie-kompanii-dellojt-v-obshestvennom-sektore.html
  • pisat.bystrickaya.ru/u-vorot-iogann-gete-faust.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravo-mezhdunarodnih-organizacij-chast-4.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-hozyastvennoj-deyatelnosti-v-promishlennosti.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotacii-uchebnih-programm.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-vipolneniyu-testovoj-raboti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervonachalno-on-prepodavalsya-invariantno-kak-kurs-istoricheskogo-kraevedeniya-v-7-i-8-klassa-summarno-v-techenie-68-chasov.html
  • klass.bystrickaya.ru/912-pentagon-obnarodoval-instrukciyu-po-obrasheniyu-s-koranom-httplentarunews20050517koran.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nahozhdenie-razlichnih-putej-i-variantov-resheniya-zadach-razvitie-voobrazheniya-metodicheskoe-posobie-udk-373-bbk-74-100-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stavropolskij-kraj-pasport-kulturnoj-zhizni.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dejstvie-vtoroe-dejstvie-proishodit-v-gorodke-grovers-korners-shtat-nyu-hempshir.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-n-kradin-kochevniki-evrazii-stranica-7.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-murome-otkrilsya-ledovij-dvorec-proekt-zakon.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-bez-granic.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchebnie-plani-i-programmidlya-professionalnoj-podgotovki-rabochih-programmi-predlagayutsya-na-bumazhnom-i-elektronnom.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-status-dokumenta-rabochaya-programma-po-matematike-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iii-byudzhetnoe-ustrojstvo-i-byudzhetnaya-sistema-sushnost-i-funkcii-finansov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-planiruetsya-dlya-uchastiya-v-sessii-cennosti-i-subektivnoe-blagopoluchie-soznanie-i-rolevie-modeli-rossiyan.html
  • turn.bystrickaya.ru/pesn-bogu-svyatitel-grigorij-bogoslov-pesnopeniya-tainstvennie-chast-1-2000.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.