.RU

Тема 8. Человек, общество, история - Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление...


^ Тема 8. Человек, общество, история.
Тема 9. Человек, культура, цивилизация.

Тема 10. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

6. Разработчики:

Горячев А.П. к.ф.н., доцент, зав. кафедрой философии и политологии ВГПУ.

Лопанцев Ю.М. к.ф.н. профессор кафедры философии и политологии ВГПУ.


Эксперт:

Никонов К.М. д.ф.н., профессор кафедры философии и политологии ВГПУ.


^ Б1.Б.3 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»


1. Цель и задачи дисциплины:

Цель освоения дисциплины «Иностранный язык»:

формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, учебно–познавательной, социально–культурной и профессиональной сферах общения, а также для дальнейшего самообразования.

Задачи освоения дисциплины:

- развитие и совершенствование знаний, умений и навыков в области фонетики, грамматики и лексики изучаемого языка;

- развитие навыков устной речи в рамках бытовой, культурной и профессиональной сфер общения;

- овладение профессиональной терминологией и научной лексикой;

- развитие навыков чтения специальной и научной литературы с целью извлечения значимой для студента информации;

- развитие навыков аудирования и письма на основе усвоенного языкового материала;

- овладение навыками реферирования, аннотирования и перевода научной и иной литературы по специальности;

- готовность проявить позитивное отношение и толерантность к культуре страны изучаемого языка.

- стимулирование познавательной активности студентов и мотивации к изучению

иностранного языка.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Иностранный язык» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и входит в состав базовой части ООП.

Для освоения дисциплины «Иностранный язык» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем этапе образования:

- знание значения лексических единиц, связанных с тематикой обучения и соответствующими ситуациями общения;

- знание значения изученных грамматических явлений в расширенном объеме;

- знание страноведческой информации из аутентичных источников,

- умение вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах;

- умение рассказать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики;

- умение относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов, соответствующих тематике;

- умение читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические – используя основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- умение написать личное письмо, заполнить анкету, делать записи из иноязычного текста;

- владение навыками общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире.

Освоение данной дисциплины способствует более эффективной подготовке проектных, курсовых и выпускных квалификационных работ студентов.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции:


- студент способен логически верно воспринимать и воспроизводить устную и письменную речь (ОК-6);

- владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным наследиям (ОК-14);

общепрофессиональные компетенции:

- студент осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

- основные фонетические и грамматические закономерности изучаемого языка, отражающих специфику общения в бытовой, учебно-познавательной, культурной и профессиональной сферах;

- значения новых лексических единиц, связанных с типичными ситуациями для всех видов устного и письменного речевого общения в рамках изученных тем;

- социокультурную специфику страны изучаемого языка, иметь представление о быте, культуре, своеобразии её традиций, о взаимоотношених с другими странами и народностями;

уметь

- составлять высказывание в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;

- выступать с развернутым подготовленным сообщением по заданной или выбранной теме, самостоятельно подобрав литературу из различных источников на иностранном языке, композиционно правильно строить свое сообщение;

- владеть речевым этикетом повседневного общения, инициировать и поддерживать беседу на общекультурные и профессиональные темы;

- читать с достаточным пониманием тексты разных стилей, используя основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- адекватно переводить текст социокультурной, деловой и профессиональной тематики с целью детального понимания основных и второстепенных фактов;

- владеть профессиональной терминологией и научной лексикой;

- понимать достаточно полно и точно простые высказывания собеседника на иностранном языке; понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из несложных аутентичных аудио- и видеотекстов;

- вести личную и деловую переписку; сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка; составлять резюме на основе прочитанного текста;

владеть

- основными навыками аудирования, чтения, говорения и письма на изучаемом языке;

- основными навыками реферирования, аннотирования и перевода научной и иной литературы по специальности;

- готовностью к повышению уровня учебной автономии и дальнейшему самообразованию, к использованию опыта владения языком для исследовательской деятельности;

- способами использования приобретенных знаний и умений для получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях.

^ 4. Общая трудоёмкость дисциплины и её распределение:

Количество зачётных единиц – 6; общая трудоёмкость – 216 часов; из них аудиторных – 108, СРС – 108; дисциплина изучается в 1,2, 3 семестрах; форма и место отчётности – 1 сем – зачёт, 2 сем – зачёт, 3 сем – оценка без экз.


^ 5. Краткое содержание дисциплины:

Программа состоит из 4 разделов:

- бытовая сфера общения (Я и моя семья);

- учебно-познавательная сфера общения (Жизнь студента; Мой университет);

- социально-культурная сфера общения (Путешествие; Страны изучаемого языка);

- профессиональная сфера общения (Системы образования в различных странах; Моя будущая профессия; Устройство на работу).

6. Разработчики:

к.п.н., доц. Хорошева Н.В., кафедра иностранных языков, ВГПУ

к.п.н., доц. Грачёва В.Г., кафедра иностранных языков, ВГПУ

ст. преп. Мисикова Л.Г., кафедра иностранных языков, ВГПУ.


Эксперты:

к.п.н., доц. Иванова Ю.А., кафедра иностранных языков, ВГПУ

к.п.н., доц. Новакова О.В. (кафедра иностранных языков),


^ Б.1.Б.4. «КУЛЬТУРА РЕЧИ»


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью дисциплины является формирование у студентов нефилологических факультетов необходимые знания о языке как знаковой системе, служащей для целей общения, о коммуникативных качествах речи, об основах создания речевых произведений (РП), а также развивает умение говорить и писать правильно в соответствии с основными нормами языка, создавать речевые произведения жизненно и профессионально значимых жанров (РЖ) в соответствии с коммуникативными намерениями и ситуацией общения.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Культура речи» относится к базовым дисциплинам части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Изучение данной дисциплины наряду с дисциплинами «Философия», «История» формирует всесторонне развитого специалиста, представителя элитарного типа речевой культуры.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих основных компетенций:

^ В результате изучения студент должен

знать:

- языковые единицы всех языковых уровней и нормы их употребления в речи;

- основные стили литературного языка;

- основные коммуникативные качества речи (правильность, точность, логичность, богатство, чистота, уместность, выразительность речи);

- общие законы создания целесообразной воздействующей речи;

- правила создания конкретных жанров устной деловой речи;

уметь:

- использовать в речевой практике единицы всех языковых уровней в соответствии с языковыми законами;

- строить речь в соответствии с основными нормами языка;

- говорить и писать правильно, логично, выразительно, точно употребляя слова и используя разнообразные языковые средства;

- свободно излагать свои мысли, убеждения и оценки в форме целостного речевого произведения, соотносить стиль и форму текста с его жанром и принятыми в обществе правилами;

- выступать с речевыми произведениями различных жанров в соответствии с ситуацией, аудиторией и целями общения;

владеть:

- правилами употребления элементов всех языковых уровней (фонетического, лексического, грамматического) и нормами, принятыми в обществе;

- способностью грамотного использования активного словарного запаса;

- навыками построения устной речи в зависимости от ситуации, условий и целей общения.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Общая трудоёмкость – 72 часа; из них аудиторных – 36 (18 лекционных, 18 практических), СРС – 36 часа. Дисциплина изучается в 1 семестре. Отчетность – зачет.

^ 5. Краткое содержание дисциплины:

  1. Введение. Язык как знаковая система. Стили современного русского языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

  2. Речевое взаимодействие.

  3. Языковые формулы официальных документов. Речевой этикет.

  4. Культура речи. Нормы ударения и произношения.

  5. Лексические нормы.

  6. Пассивный словарный запас: новые и устаревшие слова.

  7. Заимствования. Диалектизмы. Разговорные и просторечные слова.

  8. Язык официально-делового стиля речи. Употребление фразеологических оборотов.

  9. Нормы словообразования.

  10. Нормы морфологии.

  11. Нормы синтаксиса.

  12. Основы ораторского мастерства.

  13. Особенности устной публичной речи.

  14. Основные роды и виды красноречия, их специфика.

6. Разработчики:

Шацкая Марина Федоровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и славяно-русского языкознания Волгоградского государственного педагогического университета


Эксперт:

Шестак Лариса Анатольевна, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания Волгоградского государственного педагогического университета.


^ Б1.Б.5 «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: подготовка специалистов, профессионально подготовленных к решению задач, стоящих перед образовательными учреждениями, а также умеющих максимально эффективно использовать имеющиеся возможности и ресурсы данного учреждения.

Задачами дисциплины являются:

- приобретение системного представления об экономике образования как науке;

- изучение теории экономики образования;

- раскрытие содержания и организационных форм проведения финансово-хозяйственной работы в образовательных учреждениях в современных условиях.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина входит в состав гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль «Химия». Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины «Образовательное право».

Освоение дисциплины «Экономика образования» позволяет расширить и углубить знания при изучении дисциплины «Политология».

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

^ В результате изучения студент должен

знать:

- ключевые понятия экономики образования,

- основные методы экономики образования,

- современный механизм финансирования образования,

- основы предпринимательства в сфере образования,

- содержание сметы образовательного учреждения,

- основные принципы формирования системы оплаты труда;

уметь:

- предлагать свои варианты решения поставленных задач,

- ясно и четко анализировать экономическую эффективность деятельности образовательных учреждений и образования в целом,

- анализировать результативность деятельности образовательных учреждений,

- адекватно оценивать происходящие экономические процессы в отрасли образования;

владеть:

- навыками использования знаний по экономике образования в своей профессиональной деятельности,

- навыками работы со сметой образовательного учреждения,

- навыками работы с нормативными документами.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Трудоемкость дисциплины по ФГОС составляет 2 зачетных единицы, при этом общая трудоёмкость курса в часах – 72, из них 18 лекционных и 18 практических, СРС – 36 часов. Курс «Экономика образования» изучается в течение одного семестра и завершается зачетом в 4 семестре.

^ 5. Краткое содержание дисциплины

Образование как важнейшая сфера жизни общества. Образование как подсистема социальной сферы общества. Образование как одна из важнейших отраслей хозяйства страны.

^ Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений. Закон РФ «Об образовании» об основах финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

^ Хозяйственный механизм системы образования. Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели.

Финансирование образования. Основные источники формирования финансовой базы образования. Бюджетное финансирование, его принципы. Многоуровневое и многоканальное финансирование. Динамика бюджетных расходов на образование. Основные пути оптимизации финансового положения образовательных учреждений.

^ Смета доходов и расходов как финансовый план образовательного учреждения. Бюджетная смета. Порядок составления, утверждения и ведения смет образовательных учреждений. Экономическая классификация расходов.

^ Внебюджетные средства образовательного учреждения. Формирование внебюджетных средств образовательного учреждения, источники их формирования.

Организация труда и заработная плата в образовательном учреждении. Особенности организации заработной платы в образовании. Трудовой договор.

^ Предпринимательство в образовании. Основные признаки предпринимательской деятельности. Закон РФ «Об образовании» о предпринимательской и иной приносящей доход деятельности образовательного учреждения. Направления осуществления предпринимательской деятельности образовательным учреждением. Платные образовательные услуги.

6. Разработчик:

Насонова Людмила Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ВГПУ.


Эксперты: Сидунова Г.И., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента ВГПУ, Водопьянова Н.А., кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой управления персоналом ВГПУ.


^ Б.1.В.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО


1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Цель: сформировать у студентов представление о системе, предмете и методе образовательного права; содержании и видах образовательных правоотношений, а также их объектах; знания об основных терминах, понятиях, и институтах образовательного права; принципах и особенностях правового регулирования отношений в данной сфере; правах и законных интересах субъектов образовательных правоотношений, а также способах их защиты.

Задачи:

- раскрыть задачи образовательного права в современном обществе, проанализировать условия развития российской системы образования;

- изучить основные законодательные акты по вопросам образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования в РФ;

- изучить систему государственного контроля качества образования в РФ;

- изучить основы правового регулирования дошкольного, общего (полного), начального и среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального, дополнительного профессионального образования в Российской Федерации;

- проанализировать основы международного образовательного права.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Образовательное право» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин, вариативная часть. «Образовательное право» опирается на следующие дисциплины: «История философии», «Экономика образования», «Педагогика», «Философия» и является основой для следующих дисциплин: «Педагогика», «Правовая компетентность современного учителя», «Политология», «Основы экологических знаний», «Взаимодействие школы и современной семьи», «Профессиональное саморазвитие учителя».

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Изучение дисциплины «Образовательное право» направлено на формирование следующих компетенций.

^ Общекультурные компетенции (ОК):

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).

^ Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).

^ Профессиональные компетенции (ПК):

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).

^ В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные категории и понятия образовательного права;

- особенности образовательно-правовых норм и правовых отношений;

- основные тенденции развития образовательного права;

- особенности правового положения граждан и юридических лиц как субъектов образовательного права;

- основные уровни и формы образования;

- основные положения международного образовательного права.

уметь:

- оперировать образовательно-правовыми понятиями и категориями;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними образовательные правоотношения;

- анализировать, толковать и адекватно применять образовательно-правовые нормы;

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с нормами образовательного права;

владеть:

- образовательно-правовой терминологией;

- навыками работы с правовыми актами, регулирующими образовательные правоотношения;

- навыками принятия необходимых правовых мер по защите прав и законных интересов детей в сфере образования;

- навыками защиты прав человека и гражданина в области образования;

- навыками публичной дискуссии по вопросам образовательного права.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и ее распределение.

Количество зачетных единиц – 2.

Общая трудоемкость курса – 72 часа.

Аудиторных часов – 36 часа.

Самостоятельная работа студентов – 36 часов.

Распределение по семестрам – 3 семестр.

Форма отчетности – зачет в 3 семестре.

^ 5. Краткое содержание дисциплины.

Понятие образовательного права. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Предмет и метод образовательного права. Основные группы общественных отношений, регулируемых образовательным правом. Понятие педагогических отношений, их признаки. Основание возникновения правоотношений в образовательном праве. Система и принципы образовательного права. Источники образовательного права. Понятие и виды образовательных программ. Уровни и формы получения образования в РФ. Управление системой образования. Лицензирование образовательных учреждений. Аккредитация образовательных учреждений. Понятие образовательного учреждения как юридического лица. Правовое регулирование имущественных отношений в системе образования. Финансирование образовательных учреждений. Понятие, виды и основы правового статуса участников образовательного процесса. Понятие, уровни, формы и задачи дошкольного, основного общего, начального и среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования. Международное образовательное право.

6. Разработчик.

Кукина Татьяна Евгеньевна, к.ю.н., доцент кафедры права ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет».


Эксперты:

Широ Станислав Викторович, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой права ГОУ ВПО «ВГПУ»;

Бобовкин Михаил Викторович, д.ю.н., профессор кафедры права ГОУ ВПО «ВГПУ».


Б1.В.2 «культурология»


^ 1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: дать общую интегративную картину генезиса и развития культуры, раскрыть роль духовного, физического и социального потенциала человека, его способностей и талантов в развитии цивилизации, сформировать целостную систему знаний о феномене культуры.

Задачи курса:

- сформировать объективные ориентиры и ценностные критерии при изучении явлений и тенденций в развитии духовной и материальной культуры общества;

- познакомить студентов с высшими достижениями человечества;

- сформировать представления студентов о роли этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации;

- научить адекватно воспринимать особенности развития культуры современного типа;

- привить навыки оценки жизнедеятельности людей и плодов их творчества с позиций гуманизма;

- предоставить студентам возможность более глубокого истолкования проблем человека, природы, социума и культуры.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, вариативная часть учебного плана – Б1.В.2.

Для освоения дисциплины «Культурология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплин «Философия», «История».

Освоение дисциплины «Культурология» является необходимой основой для последующего изучения курсов «Психология», «Педагогика», курсов по выбору студентов, содержание которых связано с анализом различных аспектов духовной жизни человека и общества, пониманием и прогнозированием социальных процессов, социально-мировоззренческим развитием студентов, формированием их ценностно-ориентационных установок.

^ 3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1).

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации современного общества (ОК-15);

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).

^ В результате изучения студент должен

знать:

- основные категории и понятия теории культуры, ее структуру и функции;

- основные культурологические концепции и методы культурологического исследования;

- место и роль образования и педагогической деятельности в культуре.

уметь:

- выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности;

- работать с социально-научными и гуманитарными текстами;

- формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.

владеть:

- навыками использования систематизированных теоретических и практических знаний в области культурологи при решении социальных и профессиональных задач;

- навыками культурологического анализа процессов и явлений;

- навыками применения знаний о типологических, трансляционных, семиотических структурах культуры, особенностях взаимодействия культур и способах регулирования межэтнических конфликтов при разработке и реализации учебных и культурно-просветительских программ для различных образовательных учреждений и учреждений культуры.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц - 2, общая трудоёмкость курса: 72 часа, из них аудиторных – 36 часов, СРС – 36 часов; дисциплина читается в 3 семестре; форма и место отчётности – зачёт в 3 семестре.

^ 5. Краткое содержание дисциплины

Содержание дисциплины «Культурология» включает в себя следующие тематические разделы: Предмет и задачи культурологии. Методы изучения культуры. Морфология культуры. Типология культуры. Культура и цивилизация. Субъекты культуры. Этнос и культура. Этнокультурная идентичность. Механизмы межкультурного взаимодействия. Культурные коды и типы культур. Знак, символ, миф. Роль языка в процессе духовного освоения мира человеком. Генезис культуры. Трансляция социокультурного опыта. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Школы и направления в культурологии.

6. Разработчики:

Щеглова Л. В., доктор филос. наук, профессор, каф. теории и истории культуры ВГПУ;

Шипулина Н. Б, канд. филос. наук, доцент, каф. теории и истории культуры ВГПУ;

Вальковский А. В., старший преподаватель каф. теории и истории культуры ВГПУ.

Эксперты:

Саенко Н. Р., канд. филол. наук, доцент, каф. теории и истории культуры ВГПУ.

Плужникова Н. Н., канд. филос. наук, доцент, каф. теории и истории культуры ВГПУ;

Клейтман А. Ю., канд. филос. наук, доцент, каф. теории и истории культуры ВГПУ.


Б1.ДВ1

^ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ


Б1.ДВ1.1 «РУССКАЯ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ»


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний о разговорной речи и разговорном стиле, их языковых и внеязыковых особенностях, а также о риторической категории разговорности.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Русская разговорная речь» относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла.

Для освоения дисциплины «Русская разговорная речь» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущей ступени обучения.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способности логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- владения основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).

^ В результате изучения студент должен:

знать:

- языковые и внеязыковые признаки разговорной речи и разговорного стиля;

- различия между разговорным стилем и книжными стилями современного русского литературного языка;

- специфику категории разговорности;

- сферы общения, в которых уместно применение средств разговорности.

уметь:

- строить логически и ортологически грамотные устные высказывания;

- осуществлять осознанный выбор разговорных или книжных средств языка;

- уместно использовать разговорные средства для усиления эффективности воздействия речи;

владеть:

- нормами разговорной и книжной речи;

- навыками построения стилистически уместных и соответствующих нормам устных сообщений.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и ее распределение

Количество зачетных единиц – 2.

Общая трудоёмкость 72 часа; из них аудиторных - 36 (лекционных -18, практических - 18), СРС - 36 часов.

Дисциплина изучается во 2 семестре. Отчётность – зачёт.

^ 5. Краткое содержание дисциплины

Понятие функционального стиля. Система функциональных стилей и разновидностей речи. Общая характеристика стиля разговорного стиля (сфера употребления, основные функции, место в системе стилей). Внутристилевая дифференциация. Споры о сущности понятия «разговорная речь» (концепции Е.А. Земской и О.Б. Сиротининой). Стилевые черты разговорного стиля. Минимум заботы о форме выражения как доминанта стиля. Языковые особенности разговорного стиля. Звуковой строй и интонация. Лексические особенности разговорного стиля. Специфика разговорных номинаций. Способы и функции словообразования в разговорном стиле. Свобода неузуального словотворчества. Морфологические и синтаксические характеристики разговорного стиля. Влияние разговорного стиля на другие функциональные стили современного русского литературного языка. «Разговорность» как риторическая категория. Использование средств разговорности в профессиональном общении как средство усиления эффективности речевого воздействия.

6. Разработчики:

Колокольцева Татьяна Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Волгоградского государственного педагогического университета.

Бобровская Галина Витальевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Волгоградского государственного педагогического университета.

Эксперт:

Москвин Василий Павлович, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Волгоградского государственного педагогического университета.


^ Б1.ДВ1.2 «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ»


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью дисциплины является формирование системы знаний о становлении философии и готовности использовать их в образовательной и профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История философии» относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла.

^ 3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

общекультурные компетенции (ОК):

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

– способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

– способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

– готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

– способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

профессиональными компетенциями (ПК):

общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

– способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

– способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности (ПК):

– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

в области культурно-просветительской деятельности (ПК):

– способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

^ В результате изучения студент должен:

знать

– основные закономерности взаимодействия человека и общества;

– основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;

– основные механизмы социализации личности;

– основные философские категории и проблемы человеческого бытия;

– понятийно-категориальный аппарат истории философии;

– место истории философии в системе наук;

– основные исторические формы философии;

– о взаимоотношениях философии с наукой и религией;

– роль и значение философии в формировании культуры мышления.

уметь

– анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

– формулировать и аргументировать собственную позицию по мировоззренческим вопросам;

– читать и понимать философские тексты;

– видеть связь философского текста с жизненными проблемами человека.

– выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;

владеть

– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;

– навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

– навыками применения законов, принципов, категорий философии для логико-методологического анализа всех видов знаний и социальных явлений;

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Семестр 2. Общая трудоемкость курса 2 зачетные единицы, 72 часа. Аудиторных – 36 часов (лекции- 18, практических - 18). 36 часов на СРС. Форма отчетности – зачет.

^ 5. Краткое содержание дисциплины

Тема 1. Предмет истории философии и его специфика.

Тема 2. Античная философия.

Тема 3. Средневековая философия.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.

Тема 5. Философия Нового времени.

Тема 6. Немецкая классическая философия

Тема 7. Западная философия XIX—XX вв.

postroenie-lokalnoj-vichislitelnoj-seti-podrazdeleniya-organizacii-pod-upravleniem-operacionnoj-sistemi-windows-nt-chast-3.html
postroenie-lokalnoj-vichislitelnoj-seti-podrazdeleniya-organizacii-pod-upravleniem-operacionnoj-sistemi-windows-nt.html
postroenie-modeli-dfd-i-realizaciya-v-subd-visual-foxpro.html
postroenie-verilog-modeli-ber-testera-dlya-proverki-kanalov-svyazi-telekommunikacionnih-sistem.html
posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstrojstvo-chast-2.html
postupleniya-ot-mezhdunarodnogo-turizma-mlrddollarov-ssha-federalnoe-agentstvo-po-turizmu-strategiya-razvitiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/albert-bandura-socialno-kognitivnaya-teoriya-lichnosti-chast-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnika-vrasheniya-mnozhestvo-psihologov-nazivayut-nauku-osoznannogo-snovideniya-samim-vazhnim-shagom-v-issledovanii.html
  • desk.bystrickaya.ru/oserchal-tut-zmej-chudo-yudishe-car-poddonnij-morskoe-chudishe--razgulyalas-nepogodushka-tucha-groznaya-podnimalas.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-nash-zelyonij-dom-razrabotana-s-celyu-rasshireniya-kursa-okruzhayushij-mir.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-sozdavalas-v-konce-1940-h-godov-no-svet-ne-uvidela-ee-av-tora-obvinili-v-kosmopolitizme-vulgarizatorstve-sochinenii-lzhenauch.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hojt-s-k-antropologicheskie-harakteristiki-kalmikov-po-dannim-issledovatelej.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nevzorov-i-rozenbaum-ujdut-iz-dumi-grizlov-b-v-monitoring-smi-30-oktyabrya-2007-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarii-shkolnih-prazdnikov-stranica-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-podgotovki-201000-68.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/faktornij-analiz-pribili-ot-prodazh-i-analiz-poroga-pribili.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kompetencii-tematicheskoe-planirovanie-fizika-8-klass.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-7-tema-organizaciya-viyavleniya-i-rassledovaniya-prestuplenij-v-rf.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stazhirovki-srok-1-5-mesyacev-prepodavatelej-v-2011-2015-gg-perspektivnij-plan-povisheniya-kvalifikacii-nauchno-pedagogicheskogo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/primenenie-podgotovitelnogo-paketa-rendi-popal-v-samoe-yablochko.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchenij-sovet-obshie-polozheniya-razdel-priem-na-obuchenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/proizvodstvennaya-moshnost-predpriyatiya-i-faktori-ee-opredelyayushie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/734042-respublika-tadzhikistan-g-dushanbe-pr-akademikov-radzhabovih-10-tel-21-35-11-faks-3772-217135-e-mail-techunittu-tajik-net.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnogennie-istochniki-opasnosti-v-promishlennosti-na-obektah-zhkh-i-na-transporte.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-psihologiya-primitivnoj-lichnosti-oboznachenie.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-agropromishlennij-kompleks-kontrolnaya-rabota-normativnaya-baza-planirovaniya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vvedenie-v-predmet-gipnoza-chast-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-kompyuternih-programm-v-obuchenii-inostrannomu-yaziku.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-stroitelnie-i-montazhnie-raboti-gosudarstvennij-komitet-sssr-po-delam-stroitelstva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/75-76-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-fizika-profilnij-uroven-v-11-klasse.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-dokumenti-organizuyushie-process-razrabotki-pdv-kurs-lekcij-osnovi-ekologii-i-ohrana-vozdushnogo-bassejna-soderzhanie.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/ustrojstvo-avtomobilya-uaz-patriot.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-aktualnie-problemi-professionalnogo-obrazovaniya-programma-severodvinsk-2010-reglament-raboti-konferencii-19-noyabrya-11.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchnaya-deyatelnost-studentov-za-pervij-kvartal-2008-otchet-o-prodelannoj-rabote-studencheskogo-soveta-ekonomicheskogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iiikak-izbezhat-vrachebnih-oshibok-zakon-rossijskoj-federacii-ob-immunoprofilaktike-infekcionnih-boleznej.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-raboti-municipalnoj-sistemi-obrazovaniya-v-2010-2011-uchebnom-godu-i-zadachi-na-novij-uchebnij-god.html
  • college.bystrickaya.ru/2-metodi-sposobi-i-priemi-analiza-deyatelnosti-nko.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opd-n-r-02-prokurorskij-nadzor-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-030501-nizhnij-novgorod.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uchebnoj-raboti-na-2011-2012-uchebnij-god-2011-god.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-chast-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/salyut-orlyonok-nedavno-v-bolshom-planetarii-moskvi-sostoyalas-blagotvoritelnaya-akciya-dlya-detej-stradayushih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.